ЗВОНОК НА БОЛЬШУЮ ПЕРЕМЕНУ

В истории отечественной средней и высшей школы наступает ответственный момент. Правительство должно принять или отвергнуть концепцию модернизации образования, о которой столько спорили в последнее время и которую пристальнейшим образом рассматривал перед началом учебного года Госсовет. Корреспондент "Труда" беседует с министром образования РФ Владимиром ФИЛИППОВЫМ.

- Владимир Михайлович, почему нужно было ждать два месяца после заседания Госсовета? Что помешало вынести доклад Сергея Катанандова на правительство сразу же? Или у кабинета министров были какие-то сомнения по поводу одобренной в Кремле образовательной программы?
- Госсовет - орган совещательный. Окончательное решение остается за исполнительной властью. Ведь именно ей придется непосредственно реализовывать все то, что заложено в концепции модернизации образования. И документ прежде всего должен быть согласован с рядом министерств и ведомств. Все предложенные ими поправки и предложения будут обсуждаться 25 октября на заседании правительства. Полагаю, что вокруг некоторых вопросов развернется дискуссия.
- Не ожидаете ли каверз от Министерства финансов? Вдруг Алексей Кудрин возьмет и скажет: простите, но в связи с новой ситуацией в мире, возможным падением цен на нефть, непредвиденными бюджетными расходами денег на "большую перемену" в образовании нет?
- Такое просто невозможно. У нас с Министерством финансов не было никаких противоречий еще при подготовке документов к заседанию Госсовета. Ключевые вопросы, такие, как приоритетная поддержка образования, значительное повышение заработной платы педагогам, уже решены. И возврата к ним уже не будет. Напоминаю еще раз: учителя с 1 декабря будут получать вдвое больше, чем сейчас.
- Помнится, вы жаловались на то, что наше налоговое законодательство не способствует инвестициям предпринимателей в образование. Есть ли какие-нибудь подвижки в этом плане?
- Очевидно, что чем больше в стране будет собираться налогов, тем больше средств пойдет на образование. В то же время нужно развивать движение попечительства и меценатства, которое, понятно, не может строиться на голом энтузиазме, без узаконенного экономического стимулирования. Могу только приветствовать московскую практику, когда с юридических лиц, жертвующих деньги на спортивные объекты, не взимается часть налога на прибыль. В прошлом году при поддержке Министерства по налогам и сборам было принято решение освобождать от налогов те суммы, которые потрачены на получение платного высшего образование самим студентом или его родителями - до 25 тысяч рублей в год.
- Как ни вчитывалась я в доклад "Образовательная политика России на современном этапе", который обсуждался на Госсовете, но так и не обнаружила там ничего о двенадцатилетнем обучении. Оно совсем "ушло" из программы модернизации?
- Никуда оно не ушло. Просто введение двенадцатилетки - это дело времени. Спешить с ним не следует. Даже если сегодня президент издаст указ о повсеместном учреждении двенадцатилетних школ, они не смогут в одночасье стать реальностью. Нужно подготовить программу, учебники, затем их апробировать на протяжении как минимум пяти лет. Владимир Владимирович, выступая на заседании Госсовета, особо подчеркнул, что главное здесь - разработка новой структуры и нового содержания образования. Без них все разговоры о двенадцатилетке не имеют смысла.
В то же время есть такая мировая тенденция - увеличивать срок учебы в средней школе. Вот недавно Чехия ввела у себя тринадцатилетнее обучение. А в некоторых европейских странах есть даже и четырнадцатилетнее. Помните, в Советском Союзе мы когда-то начинали с семилетней обязательной школы, потом было восемь, девять лет. Я убежден, что сегодня молодому человеку недостаточно обладать лишь знаниями в области физики, истории или литературы, он должен быть готов к жизни в сложном мире, а это требует многих навыков и умений.
Кстати, единственная страна, которая не увеличила, а, напротив, сократила срок школьного обучения - Туркмения. Сейчас там принята девятилетка, а после нее сразу следует вуз. Можно только представить себе уровень такого образования. Нет, Туркмения нам не пример.
- Двенадцатилетняя школа подразумевает два или три старших профильных класса. Но посмотрите, что происходит в Москве, где уже достаточно много школ с такими классами. Ребята, причем далеко не худшие ученики, повально уходят в экстернат, чтобы поскорее окончить школу и получить аттестат. Им совсем не нужны эти дополнительные годы "самосовершенствования". Что вы об этом думаете?
- В этом году мы уже ввели более жесткие правила для желающих учиться в экстернате. Такой тип обучения будет не во всех школах, а только в узловых или базовых. И там по-прежнему будет регулярно проверяться уровень знаний учащихся. Если по итогам, скажем, двух лет этот уровень окажется низким, то мы еще больше ужесточим правила поступления и учебы в экстернате.
- Правда ли, что победителей олимпиад по школьным предметам будут принимать в высшие учебные заведения без экзаменов?
- Такая практика уже есть. У нас все победители международных и всероссийских олимпиад поступают в любой вуз страны без экзаменов. Президент пошел дальше и поручил нам подумать, как организовать более системную работу с одаренными детьми. Уже есть школы-интернаты для одаренных детей при МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургском и Новосибирском университетах. Планируем расширить сеть таких учебных заведений, чтобы они были во всех федеральных округах.
- Нынешний сентябрь начался с шума вокруг учебников истории. Изменится ли в связи с этим подход к экспертизе школьных книжек?
- Изменится решительным образом. Уже не будет такого многообразия рекомендованных учебников. Сейчас на каждую дисциплину в школе приходится в среднем по 10 учебников. Собираемся сократить число рекомендованных до трех, допущенных - до двух-трех. Это позволит, во-первых, улучшить качество учебной литературы, во-вторых, повысить ее тираж, а значит - сделать книги более дешевыми. В ближайшие два-три месяца будет существенно пересмотрен состав федерального экспертного совета по учебникам истории. Уже назрела по срокам и ротация предметных комиссий: по истории, литературе и другим гуманитарным предметам. Постараемся привлечь в новые комиссии представителей разных политических взглядов. Полного консенсуса среди них мы, конечно, не добьемся, но выслушать мнения левых, правых, центристов и прочих просто обязаны.
- Многие считают, что кончится тем, что старые учебники слегка подновят и вновь пустят по школам. Так ли это?
- Не так. Нужно начать с утверждения программы по истории. Она появится уже в этом году. После этого будет объявлен конкурс на составление новых учебников. В их написании, надо полагать, примут участие и действующие группы авторов, и новые. Хотел бы заметить, что на самом деле у нас в стране не хватает хороших, квалифицированных авторов. Что я подразумеваю под хорошим автором? Во-первых, он обязан быть признанным специалистом в своей области, во-вторых - учителем-практиком. В-третьих, автор должен уметь великолепно излагать материал. На моей памяти немало великих ученых, академиков пытались писать книги для школы, но у них это плохо получалось. Лучшими авторами учебников всегда были практики, которые накапливали свой бесценный опыт у школьной доски.
- Что будет с сельскими школами?
- Нужно по возможности сохранить даже самые маленькие сельские школы и помочь детям получить более качественное образование. У нас в России действует 5600 школ, в которых учится не более 20 учеников. Есть сотни школ, где всего по четыре-пять ребятишек, причем разновозрастных. Но их мы ни в коем случае не должны закрывать: не будет школы, умрет и деревня. Другой вопрос - как обеспечить малокомплектные учебные заведения необходимыми педагогами-предметниками. Программу повышения квалификации начали осуществлять не с городских, а с сельских учителей. В каждой сельской школе будет хотя бы один преподаватель информатики. До конца этого года сельские школы получат не только компьютеры, но и сидеромовские диски с программным обеспечением по физике, истории, географии и другим предметам, а также - дополнительные библиотеки с учебно-методической литературой и пособиями для учителей и учеников. Для деревенских старшеклассников предусмотрены профильные классы в более крупных школах, куда ребят будут возить специальные автобусы. Такая практика с легкой руки губернатора Анатолия Лисицына уже начала распространяться в Ярославской области. Кстати, президент очень заинтересовался программой "Школьный автобус". Надеюсь, она в скором времени приживется во многих субъектах Российской Федерации. Хотя есть сложности в реализации программы, например, в Якутии и в Красноярском крае, где между населенными пунктами огромные расстояния.
- По поводу программы модернизации образования до сих пор идут горячие споры. Каковы главные аргументы ее противников?
- Противники атакуют с двух сторон. Одних я бы назвал радикальными реформаторами, других - радикальными консерваторами. Первые критикуют курс на государственную поддержку образования. Говорят: надо все либерализовать, отдать обществу, как это происходит, к примеру, в Америке, а государство в образование ни в коем случае не пускать. Вторые говорят обратное: да не нужно нам никакой модернизации! Дайте денег учителю, купите оборудование в школу - и у нас все будет хорошо. Ни в коем случае не следует менять содержание образования Ведь мы же раньше отлично учили детей математике или физике. И этих противников с обоих флангов достаточно много. Рабочая группа Госсовета, готовившая проект концепции модернизации образования, оказалась в весьма трудном положении. Но президент, Госсовет, представители абсолютного большинства субъектов Российской Федерации в целом одобрили проект, и я с большой долей уверенности могу сказать, что все его основные положения правительство поддержит.