"СТИНОЛ"

Конфликт, возникший между руководством ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК) и "Интерросом" в связи с продажей завода холодильников, - не утихает.

Новолипецкий металлургический комбинат продал в июне этого года принадлежащие ему 100 процентов акций ЗАО "Завод холодильников "Стинол" итальянской фирме "Мерлони Электродоместичи" ("Мерлони"). До продажи продукция завода (17 базовых моделей и более 200 модификаций холодильников) занимала 40 процентов рынка бытовой техники России.
В октябре этого года завершилась сделка купли-продажи "Стинола". Среди специалистов фондового рынка она уже получила название "сделка года", стала удачным примером крупномасштабного привлечения иностранных инвестиций в Россию, которые направляются на развитие высокотехнологичного производства, а не эксплуатацию сырьевых ресурсов.
В результате этой сделки НЛМК получит около 120 миллионов долларов США на решение своих стратегических задач, в том числе и на проведение мероприятий по техническому перевооружению комбината, программа которого была недавно единогласно одобрена советом директоров НЛМК. Кроме того, и коллектив завода холодильников "Стинол", и жители города Липецка и Липецкой области также останутся в выигрыше. Еще 50 миллионов долларов по плану иностранного инвестора предполагается направить на развитие и расширение производства бытовой белой техники на базе завода холодильников и тем самым - на создание дополнительных рабочих мест. Более 20 миллионов долларов США поступит в областной и федеральный бюджеты в виде налогов от сделки.
В минувшую субботу в Липецке состоялось внеочередное общее собрание акционеров НЛМК. Был рассмотрен вопрос о внесении в устав изменения, касающегося исключительного права акционерного общества на использование товарного знака "Стинол". В соответствии с действующим договором право на использование брэнда для некоторых видов продукции дано заводу холодильников "Стинол". Предложенное изменение позволит привести устав в соответствие с фактически сложившимися правоотношениями.
Кроме того, по настоянию ряда акционеров дополнительно к официальной повестке собрания рассмотрен и вынесен на голосование вопрос о принятии заявления относительно позиции холдинга "Интеррос" в связи со сделкой купли-продажи "Стинола".
Несмотря на то, что голосование носило неофициальный характер и состоялось за рамками утвержденной повестки дня, оно продемонстрировало отношение акционеров к недавним заявлениям холдинга "Интеррос". Большинство их выразило удовлетворение успешным завершением крупной инвестиционной сделки. В принятом заявлении дается положительная оценка действиям совета директоров и менеджмента НЛМК по организации стабильной и эффективной работы комбината в интересах акционерного общества.
Вместе с тем акционеры сочли необходимым выразить свое недоумение по поводу позиции холдинговой компании "Интеррос", в последние месяцы ставшей акционером НЛМК и владеющей, согласно реестру акционеров, незначительным пакетом акций.
В заявлении высказывается мнение, что действия холдинга "Интеррос", пытающегося без оснований оспорить сделки с акциями ЗАО "Завод холодильников "Стинол", могут рассматриваться как недобросовестная конкуренция и попытка скомпрометировать деловую репутацию участников данной сделки, а в конечном итоге и акционеров НЛМК.
Отметим также, что до продажи завода НЛМК пытался вдвое увеличить уставной капитал, осуществив дополнительную эмиссию акций комбината. Полученные средства рассчитывали направить на техперевооружение предприятия. Однако "Интеррос" и РАО "Норильский никель", контролирующие в совокупности 34 процентами акций НЛМК, выступили категорически против эмиссии. Необходимая поддержка решения, которая должна быть подкреплена не менее 75 процентами акций, не получилась.
К слову, отметим, что само решение по "Стинолу" никак не связано с конфликтом, который затеял "Интеррос". Ведь НЛМК принял стратегическое решение о продаже "Стинола" еще два года назад, когда решил сконцентрировать все финансовые потоки на профильном бизнесе. Тем более что завод белой техники требовал расширения и встал вопрос о том, куда направить свободные средства. Естественно, приоритетом было выбрано основное производство. К моменту завершения сделки по "Стинолу" совет директоров НЛМК, куда входят, кстати, и три представителя "Интерроса", единогласно поддержал долгосрочную программу технического перевооружения. Однако, когда менеджмент комбината решил направить вырученные от продажи "Стинола" средства на реализацию этой программы, "Интеррос" вновь выступил с протестом. Напомним, что он уже второй раз пытается оспорить законность сделки с итальянцами, хотя на момент июньского решения совета директоров "Интеррос" вообще не был представлен в реестре акционеров НЛМК. Так или иначе, но создается впечатление, что крупный акционер пытается воспрепятствовать реконструкции НЛМК, и меньше всего заинтересован в развитии производства.