ЦЕНА ЧИНОВНИКА НА РЫНКЕ

Зарплату чиновникам надо повышать, и дело тут не только и не столько в коррупции. В госаппарате работают в основном те, кто пришел на службу лет 20-30 назад. Тогда эта работа была престижной и высокооплачиваемой. Но таковой она, увы, давно уже не является. А перед пенсией трудно менять устоявшийся строй жизни, да и найти подходящую альтернативу не каждому удается. Вот и продолжает чиновник трудиться по инерции, считая себя несправедливо обиженным.

Ожидать особой отдачи в таких условиях не приходится. А молодые, способные и честные чиновники, как правило, в госаппарат не идут. Утвердилось мнение, что этим трудом не проживешь, если не брать взяток. Чиновник зачастую распоряжается гораздо большими средствами, чем менеджер частной фирмы, а получает в десятки раз меньше. И от того, что он трудится кое-как, страдает все общество.
Оставлять все, как есть, нельзя. Вопрос в том, что и как менять. Предложения профессора Волгина симпатичны, однако их реализация весьма проблематична. Ибо предполагается гораздо большая, чем в реальной жизни, управляемость общественных процессов. Это, между прочим, подход, характерный для ушедшего в прошлое планового хозяйства: из огромного числа объективно существующих зависимостей выбрать ключевые и держать их под полным контролем с помощью простых показателей. К сожалению, так не выходит ни в промышленности, ни в сфере государственного управления. Предложение связать оплату чиновников с динамикой ВВП звучит заманчиво, но это утопия. Экономическая наука в течение многих десятилетий изучает вопрос - от чего зависит рост ВВП. Проведенные исследования не позволяют хотя бы в первом приближении судить о роли госаппарата в целом, не говоря уже об отдельных ведомствах. Рост оплаты чиновников должен быть соразмерен ситуации в экономике, однако здесь гораздо больше аспектов, чем может показаться на первый взгляд.
Мы в Высшей школе экономики менее всего ориентируемся на данные о заработках чиновников в Германии или Великобритании. В этом нет смысла просто потому, что российского госслужащего туда на высокий пост не пригласят. А вот процветающие отечественные фирмы постоянно сманивают нестарых инициативных чиновников. Плохо, что у нас в стране дифференциация заработков выражена гораздо острее, чем в Западной Европе, но складывается она на рынке труда, а не на основе решений правительства. Никто не придумал способ изменить общую закономерность: на первом этапе развития капитализма оплата менеджеров в десятки раз больше, чем у рабочих, и лишь потом, постепенно происходит сглаживание.
Государство вынуждено платить менеджеру примерно столько же, сколько платит частник. Можно ли заставить крупную и успешную фирму установить главбуху или начальнику юротдела зарплату в две тысячи рублей? А если нельзя, то какой опытный главбух пойдет в министерство и какой высококвалифицированный юрист будет защищать интересы государства? Если же говорить о нашем прошлом, то не только при царе, но и при Сталине, и при Брежневе жизнь министра отличалась от жизни рабочего не меньше, чем жизнь сегодняшнего олигарха. А переход с процветающего предприятия на заурядную должность в министерстве считался венцом карьеры. Хотим мы того или нет, зарплата - разновидность цены, и, если цену искусственно придерживать, неизбежно возникает дефицит или некачественная замена.
Когда студент приступает к изучению экономической теории, ему объясняют, почему не слишком полезный алмаз в обычных обстоятельствах стоит больше, чем центнер хлеба насущного, и почему все меняется, когда хлеба недостает. Цена по природе своей конкретна, она зависит от спроса и предложения, складывающихся здесь и сейчас. Если цену искусственно занизить, она либо дополняется теневыми поборами, либо определяет замену качественного товара или услуги некачественными. Зарплата - один из видов цены, за которую общество покупает, в частности, труд чиновника. Нравится нам она или не нравится, ее нельзя назначать умозрительно или на основе эмоций. Необходимо отталкиваться от состояния того рынка труда, который существует у нас, а не в Германии или во Франции.
Мы предложили реформу государственного аппарата, в рамках которой должны коренным образом измениться его структуры, методы планирования и оценки деятельности. Именно с этой реформой мы увязываем рост оплаты, вовсе не считая, что нужно просто сделать подарок чиновникам. К сожалению, получилось так, что обсуждаются по большей части зарплата как таковая. Что ж, и по этому вопросу мы не уходим от спора, хотя предпочли бы вести его в гораздо более широком контексте.
Я хотел бы, чтобы схема профессора Волгина обеспечила приход в госаппарат инициативных и квалифицированных людей. Только как это произойдет, если не считаться с реальным положением на рынке труда? Другой вопрос, что высокий заработок чиновника должен сочетаться с подлинной ответственностью за конкретное дело, которое ему поручено. Это опять же принцип, который стоит позаимствовать в частных фирмах. Министр, не говоря уже о начальнике департамента или отдела, не знает, каким образом он лично способен повысить ВВП, скажем, на 1 процент. Значит, доплата за общий темп экономического роста не создаст реальных стимулов для его эффективной работы. Эта работа конкретна и в каждом случае характеризуется своими конкретными, не похожими друг на друга параметрами. Их учитывать можно и нужно, и именно это, а не абстрактная связь с ВВП обеспечит зависимость оплаты от итогов профессиональной деятельности.