Одобрить антилукашенковские санкции мешает одна заноза – Кипр. Он сказал «нет», а принцип единогласия в ЕС никто не отменял. Правда, своей позицией Никосия навлекла на себя гнев всей евробюрократии, назвавшей такое нежелание маршировать в строю, «угрозой самому существованию Евросоюза». Мол, если каждый в ЕС начнет сам думать, независимость проявлять, то тут такое начнется…
С самого начала Евросоюз, увидев протесты на улицах Минска, Гомеля и Бреста и жесткую реакцию властей на них, решил не признавать результаты выборов и пересмотреть отношения с Белоруссией. 17 сентября Европарламент поддержал введение санкций против Александра Лукашенко и других лиц, «ответственных за фальсификацию результатов выборов и репрессии». Высокий представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель также назвал «тайную» инаугурацию Лукашенко нелегитимной.
Интересно, что Никосия не возражает против оценок Борреля и согласна с мерами против Минска в принципе. Но она хотела бы провести аналогию с другой страной, заслуженные санкции против которой Совет ЕС даже не рассматривает. Своим маневром маленькое островное государство намерено добиться одновременного введения ограничительных мер в отношении Турции в связи с ее планами по добыче природного газа в Восточном Средиземноморье в исключительной экономической зоне самого Кипра.
Только Германия, председательствующая в ЕС, то ли из опасений возобновления притока мигрантов из Турции, то ли под давлением НАТО, никак не хочет беспокоить Эрдогана санкциями, не позволяя Кипру прибегнуть к защите своих жизненных интересов через механизмы ЕС. Отчаянный жест кипрского министра иностранных дел Христодулидеса в Евросоюзе поспешили заклеймить как «отступничество», «забвение общих ценностей ЕС» и отказ выступить единым фронтом против «последнего диктатора Европы».
Всегда держащий нос по ветру немецкий Bild даже заговорил о «величайшем позоре года для Европейского союза». По его оценке, справедливость требований к Турции «не оправдывает антиевропейскую линию Кипра, тем более что он в настоящий момент находится под особым наблюдением своих партнеров по ЕС из-за множества сомнительных банковских операций, а также из-за продажи «золотых паспортов» ЕС российским богатеям». Выясняется, что Кипр виноват перед Германией уже в том, что, не спросясь, поддерживает взаимовыгодное сотрудничество с Россией?
Немецкое издание договаривается до того, что Кипр в силу малых размеров вообще не должен иметь права голоса в таких серьезных делах, как «восточная политика». Отвергая тем самым принцип равенства в Евросоюзе. «Как Брюссель, к примеру, собирается объяснить гражданам Германии (крупнейшего плательщика членских взносов в ЕС), почему европейские внешнеполитические решения, по сути, принимаются в Никосии? Ведь если численность населения стран ЕС спроецировать на Германию, то получается, что решения федерального правительства и бундестага легко могли бы заблокировать такие средние города, как Падерборн Дармштадт или Регенсбург. Полный абсурд…».
В заключении немцы расставляют акценты для непонятливых греко-киприотов: «Европа, как конструкция, в которой хвост будет вилять собакой, неприемлема для всех, кто, продолжает верить в европейскую идею и платит ради нее налоги».
Конечно, Кипр в конце концов додавят и санкции против Лукашенко утвердят. Но вслед за Венгрией все больше европейцев начинает осознавать, что «евросолидарность» и «общие ценности» в Евросоюзе давно стали инструментом подавления суверенных прав второстепенных стран-членов окриком из Брюсселя, Берлина или Парижа. Даже жизненно важные для младших европартнеров вопросы могут не найти отражение в повестке Урсулы Ван Дер Ляйен, если еврогранды не дадут своего соизволения. За демократическими процедурами на Евросовете прячется дипломатичное «выкручивание рук» в кулуарах, и вполне реальная угроза за излишнюю самостоятельность не получить какой-нибудь грант, кредит или сертификат на сыр халлуми.