Главная Культура 00:20 25 Сентября 2013 10156
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте

Хореограф Алла Сигалова - о культуре движения на сцене и в жизни

Анжелика Заозерская

28 сентября на телеканале «Россия К» — премьера нового сезона популярного проекта «Большая опера», в нашем телевизионном мире не имеющего аналогов. Ведущая — балетмейстер с международным именем, профессор, лицо канала «Культура» Алла Сигалова — в интервью «Труду» рассказывает о том, почему хореография сегодня выходит далеко за рамки балетной сцены и откуда наша повседневная зажатость в движениях.

— Алла Михайловна, меня поразило то, как вы готовились к эфиру программы: вы держались не как человек, привыкший к лидерству, а как старательная ученица — повторяли текст, извинялись, когда ошибались. В «Танцах со звездами» я вас видела совсем другой — строгой, ироничной, бескомпромиссной судьей.

— Когда я не лидер, а исполнитель — актриса либо ведущая, — то становлюсь ученицей. А профессия ведущей — достаточно новая для меня. Балетных людей не испугать трудностями — но даже я, впервые попав в это качество, была удивлена тому, насколько тяжел труд ведущего. Начиная с того, что ежедневно необходимо учить большое количество текста, и заканчивая тем, что в течение 24 часов (запись каждой программы из проектов «Большой балет», «Большой джаз» и «Большая опера» проходит почти сутки) находиться в полной концентрации. Ведущий — модератор всей программы. Я бы сравнила его труд с работой буксира, за которым тянется колоссальный груз. Быть лицом канала, тем более такого, как «Культура», очень почетно. И очень ответственно.

— Раньше вы много работали со звездами нашей эстрады. Но сейчас предпочитаете драматический театр, а среди телеканалов — самый культурный и интеллигентный. Эстрада перестала вас интересовать?

— Если бы я жила в стране, в которой иначе развивается эстрадное искусство, возможно, у меня к этому искусству было бы несколько другое отношение. Лет 15 назад я пробовала ставить программы с артистами эстрады, и, кажется, у нас это неплохо получалось, но дальше, на мой взгляд, развития не было. А топтаться на месте не в моих правилах. Пока интересных предложений на этом поле для меня как хореографа нет. Куда интереснее то, чем я занимаюсь сейчас: это и преподавание в Школе-студии МХАТ, где я заведую кафедрой «Пластическое воспитание актера», и постановки на разных площадках России и зарубежья.

— Студентам выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова повезло: вы поставили с ними необычный хореографический спектакль «МP3. Равель», который с 5 сентября идет на сцене Центра имени Всеволода Мейерхольда.

— Все эти замечательные студенты терпеливо ждали, когда я смогу с ними репетировать, очень много работали самостоятельно, и спасибо большое — не подвели.

— Вы учите только сценической хореографии или процесс направлен шире — также и на манеры человека во всех аспектах и обстоятельствах жизни? Как считаете, в достаточной ли мере мы, обыкновенные люди, обладаем культурой движения?

— Как можно говорить обо всех, когда каждый человек индивидуален? Известно, что в советской стране больше учили физкультуре, а не культуре бытового движения. В нашем обществе о культуре движения в быту практически ничего не говорится, тогда как эта тема очень важная. Институт благородного поведения, к сожалению, утрачен. А что такое благородство? Да все — каждый шаг, жест человека: как он открывает дверь, пожимает даме руку, как дама садится за стул... Нам часто приходится неловко, когда видим женщину, которая сидит с широко расставленными ногами, причем сама женщина даже не задумывается об этом. Но в Школе-студии МХАТ, которой в этом году исполняется 70 лет (обратите внимание: в военном 1943 году государство позаботилось о создании театральной школы), мы стараемся воспитывать у молодых людей благородные манеры. Ходите почаще на наши спектакли. Смотрите телепередачи вроде «Большого балета» — они помогут вам понять, как важно даже в самых обыденных жизненных ситуациях правильно двигаться, ощущать себя.

— Ваш сын в этом году получил аттестат зрелости — может быть, он хочет стать режиссером, как его знаменитый папа Роман Козак, или хореографом, как вы?

— Сын учится в Вашингтоне юриспруденции. И я очень рада, что он не артист. Почему — трудно сформулировать, просто как матери мне бы этого не хотелось. Наш сын в свои 18 лет уже довольно самостоятельный человек, мужчина, который правильно развивается. На его долю выпало рано пережить смерть отца, но он достойно, мужественно выдержал этот удар.

— Буквально все воспитанники Романа Козака в Школе-студии МХАТ после смерти учителя почувствовали себя осиротевшими. Об этом мне говорили и Дарья Мороз, и Александра Урсуляк, и Дина Корзун, и немецкая актриса Моника Госсман. Следите «по-семейному» за их развитием?

— С одними учениками Романа мое общение сложилось, с другими — еще нет. Это опять-таки индивидуально. Но все в поле моего зрения.

— С вашим опытом, мастерством и характером вы могли бы стать преемницей Романа Ефимовича и принять художественное руководство Драматическим театром имени Пушкина?

— Как может драматический театр возглавлять хореограф? Все равно что предложить мне стать директором металлургического завода. Театр имени Пушкина возглавил драматический режиссер Евгений Писарев и хорошо им руководит.

— Актриса Софья Каштанова — кстати, тоже ученица Романа Козака — написала в соцсети: «Единственное, о чем я сожалею, что во время учебы в Школе-студии МХАТ не училась у Аллы Сигаловой». Но недавно об одном очень знаменитом питомце Школы-студии кинорежиссер Андрей Кавун сказал мне: «Владимир Машков никогда не смог бы сыграть артиста балета». Почему, как думаете?

— Владимир Машков — артист, который может все. Уверена: если бы он когда-нибудь выступил в хореографическом спектакле или в драме сыграл артиста балета, было бы очень-очень интересно. Артист, обладающий таким талантом, как Вова, и таким же трудолюбием, выполнит любую задачу, поверьте.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9470
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?