Цирки страны открывают сезон. Но одни, как Большой Московский на проспекте Вернадского, полны радужных надежд, а другие вот-вот будут отданы на откуп заморским арендаторам. Почему так происходит — разбирался «Труд».
В Большом Московском цирке на проспекте Вернадского — премьера красочной программы «Эмоци и:», подготовленной под руководством братьев Запашных. В этот коллектив Эдгард и Аскольд Запашные пришли меньше года назад: старший брат — на пост директора, младший — на пост художественного руководителя. Все цирковое сообщество напряженно следило за тем, что из этого выйдет. Скептики строили мрачные прогнозы, но цирк на Вернадского не раскололся, не утонул в локальных конфликтах (95% артистов заняты в программах, идущих в 15 странах мира), а расцвел всеми цветами радуги. В буквальном смысле слова: главным героем новой программы стал цвет.
Это постановка, подчиненная единой идее: мир не делится только на черное и белое, жизнь начинается там, где появляются краски. О тщательности отбора номеров говорить не приходится, у Запашных иначе не бывает. Отметим два, включающие трюки, внесенные в Книгу рекордов Гиннесса: не имеющий аналогов конный аттракцион «Эллада», симбиоз па-де-де, акробатики, джигитовки и группового жонглирования (здесь рекордсменом является Эдгард) и «Среди хищников» с уникальным прыжком верхом на льве в исполнении Аскольда.
Перед началом сезона в БМЦ полностью заменили всю световую и звуковую аппаратуру, но Запашные мечтают о капитальной реконструкции: за все 40 лет своего существования цирк на Вернадского ни разу не ремонтировался! Есть надежда, что Министерство культуры РФ выделит средства в течение двух лет.
О том, что БМЦ мыслит себя как часть общероссийского дела, свидетельствует и такой новый проект — Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол» (он пройдет с 11 по 20 октября). 15 стран-участниц, три независимых жюри, в том числе жюри прессы.
Но далеко не все цирковые дела в стране столь благополучны. Собираются тучи над Владивостоком и Краснодаром, где местные власти ратуют за то, чтобы им передали тамошние цирки. Предлог на первый взгляд благороден: здания нуждаются в ремонте, арены — в реконструкции, но по существующему законодательству субъектам Федерации запрещено вкладывать деньги в федеральную собственность, а если цирки будут принадлежать регионам, те, дескать, их быстренько приведут в порядок. Замечательно, но что с этими зданиями произойдет дальше? Эдгард Запашный встревожен:
— Не так давно губернатор Краснодарского края Ткачев обратился к нашему президенту с предложением после Олимпиады отдать ледовую арену цирку Du Soleil. Я не понимаю, как у государственного человека повернулся язык сказать такое?! Почему мы должны быть такими щедрыми, чтобы канадскому (а по сути транснациональному) цирку-миллиардеру подносить на блюдечке наши площадки, строительство которых оплачено из госбюджета, то есть из нашего с вами кармана?
Будем объективны, есть регионы, где местные власти относятся к находящимся на их попечении циркам с должным вниманием. Президент Удмуртии Александр Волков навещает арену чуть ли не каждый месяц, проверяя, как обстоят дела. Ижевский цирк в чем-то даже превосходит столичные. Но он не входит в компанию «Росгосцирк», и что будет, если на смену Волкову придет президент с другими приоритетами — к примеру, как у нынешнего краснодарского «патриота»? Глядишь, вообще снесут и торговый центр поставят, тот ведь больше денег приносит. Продолжает Эдгард Запашный:
— Российские чиновники пытаются развалить то, чем традиционно были сильны мы и что сейчас пытаются создать канадцы, формирующие по всем ведущим городам мира единую прокатную систему, чтобы артисты были трудоустроены, а зритель мог видеть разные программы, не покидая родного города. Мы эту систему создали, показали всему миру, насколько она эффективна и устойчива — ведь действует до сих пор. В Курске, к примеру, зритель видит шесть новых программ в год именно благодаря «круговороту», организованному «Росгосцирком». В Госдуме прошел первое чтение и готовится ко второму закон, позволяющий муниципальным властям вкладывать средства в федеральные объекты культуры. У господ губернаторов будут развязаны руки и не будет соблазна прибрать к этим самым рукам достояние, созданное трудом и талантом нескольких поколений отечественных цирковых деятелей.
Кто и когда купировал знаменитое высказывание Ленина про важнейшие из искусств до слова «кино», уже, пожалуй, и не установишь. Там ведь в оригинале добавлено: «...и цирк». Может, пора восстановить цитату в полном объеме и сделать руководством к действию?