В малых городах отражается история большой России
25 сентября в Москве открывается 1-й Международный съезд реставраторов, в ходе которого будут обсуждаться насущные проблемы выявления и сохранения памятников архитектуры. В России эти проблемы особенно остро стоят перед провинциальными городами, где огромное количество памятников, но нет ни денег, ни специалистов, чтобы их возрождать. Подробнее об этом «Труду» рассказал президент Союза малых городов России Евгений Марков.
В России сотни городов, население которых не превышает 50 тысяч человек. Большинство из них — исторические города с ценными, и не только для города, памятниками архитектуры. Некоторые имеют общероссийское и даже всемирное значение. Именно в них во многом отражаются культура и традиции города. Но многие из них — на грани разрушения, о некоторых просто не знают. «Роль реставраторов в возрождении этих городов неоценима, — рассказывает Евгений Марков. — Реставрация позволяет сохранить исторический и обогатить современный облик города, обеспечив преемственное развитие городской среды. Однако даже местные городские власти, тем более жители, нередко не знают всего ценного у них в городе. Вот пример: во множестве небольших городов еще сохранились уникальные образцы русской деревянной архитектуры — одно-, двухэтажные жилые дома с богато изукрашенными деревянными наличниками. Это традиция, которой нигде в мире больше нет. Но их ценность для исторического города в большинстве случаев не осознается, мало кто сегодня даже понимает, что их нужно сохранять. Старые деревянные дома сейчас сносят наиболее активно, расчищая место для новой, безликой многоэтажной застройки. Для застройщика это, конечно, выгодно, но для города — невосполнимая потеря. И если эксперты, архитекторы, мастера реставрации не сохранят, не поддержат эту национальную традицию уже в новых условиях, то она может быть утеряна навсегда».
«Есть и другие примеры вроде бы вовсе не выдающихся, но весьма значимых для небольшого города исторических объектов. Один из последних примеров — наша работа в Струнино Владимирской области», — говоритМарков. В городе 15 тысяч жителей. Он формировался в конце XIX века при текстильной фабрике, которую построил купец Алексей Первушин. И вроде бы нет тут никаких памятников. Кроме этой старинной, обанкроченной в начале 1990-х фабрики красного кирпича и нескольких таких же близлежащих построек — общежитий для ее работников. Пока что ее помещения освоили многочисленные предприниматели. Между тем из этих зданий после реставрации получился бы прекрасный музей, привлекательный туристический объект, где можно было бы разместить отреставрированные станки XIX века. Вот настоящее градообразующее культурное учреждение! Созданный в структуре Союза малых городов России Архитектурно-градостроительный центр использовал цветовую гамму фабричных зданий в проекте благоустройства центра города Струнино. Городские власти намеревались отреставрировать их и включить в структуру центра, но столкнулись с проблемой финансирования.
Нет средств на реставрацию — это острая проблема малых городов. «Как строится бюджет малых городов? На их территории собираются значительные налоги, но большая часть собранных средств уходит в федеральный и региональный бюджеты, — объясняет Марков. — Городу остается совсем немного — на текущие нужды. О реставрации в большинстве случаев и думать не приходится. В итоге памятники архитектуры продолжают погибать, а вместе с ними теряют не только свою привлекательность, но и своих жителей и сами малые исторические города».
Примеров медленно, но неуклонно разрушающихся архитектурных памятников множество. Вспоминается замечательный, богатый историческими объектами город Троицк в Челябинской области. Там есть интересные торговые ряды, построенные в 60-е годы позапрошлого века вкладчину троицкими купцами (город тогда был важным торговым пунктом на пути из Центральной России в Среднюю Азию). Для их реставрации нужна рука мастера — и несколько миллионов рублей. Города должны иметь необходимые финансовые средства для своего развития, для сохранения своих исторических объектов. Союз малых городов России уже давно предлагает ввести минимальные социальные стандарты, которые бы показали, какой минимум ресурсов должен оставаться на месте, Однако это предложение все еще не находит поддержки на федеральном уровне«.
Сегодня все указывают на такой механизм финансирования, как государственно-частное партнерство. Проще говоря, когда бизнесмены берут на себя обязанности по полной или частичной реставрации здания, получая за это существенные скидки на его аренду. В Москве есть специальная программа, когда человек, который берется профинансировать профессиональную реставрацию памятника архитектуры, получает его в пользование всего за 1 рубль в год. Это хорошая схема, можно ее распространить на всю Россию. Но и здесь возникают свои подводные камни. По словам Евгения Маркова, почти в половине малых городов России есть памятники, находящиеся в федеральном ведении. Они являются для города самыми значимыми, но из-за своего статуса нередко страдают больше всего. В Бежецке Тверской области реставрация памятных торговых рядов не удалась в свое время из-за того, что перед местными властями, которые нашли предпринимателей, готовых вложить средства в такую дорогую работу, возник вопрос собственности на этот объект. Оказалось, что его судьбу могут решать только федеральные органы. Сам город никаких прав не имеет даже в том случае, если необходимыми средствами располагает. И пример в Бежецке — далеко не единственный.
«Но среди малых городов можно найти примеры, — указывает президент союза, —весьма успешного решения подобных проблем. Очень сильно изменился за последний период Димитровград в Ульяновской области. В этом городе слились две эпохи: новый советский город, построенный вокруг института атомных реакторов, и старый, Мелекесс, основанный еще в XVII веке. За несколько лет центр старого города отреставрировали, привели в порядок фасады домов, бережно сохранив одно-двухэтажную застройку. Сейчас в местном, тоже отреставрированном старинном театре организовали проведение фестиваля театров малых городов атомного профиля. Город, получивший переходящий статус культурной столицы Союза малых городов Российской Федерации, живет богатой событиями культурной жизнью, туда приезжают люди не только из ближайших регионов».
Димитровград — город состоятельный, все-таки институт атомных реакторов. Таким городам даже в кризис выделяли деньги. Однако важно и то, подчеркивает президент Союза малых городов России, что в Димитровграде все вместе — и губернатор, и глава города, и прочие структуры власти — сочли реставрацию старины одним из приоритетных направлений своей деятельности. К сожалению, говорит Евгений Марков, не все на местах осознают высокую значимость и ценность культурного наследия и роль реставраторов в деле его сохранения. Необходимо просвещение и предпринимателей, и местных руководителей и населения малых городов, чтобы никто не задавался вопросом: а зачем нам нужно все это сохранять? Такой вопрос просто не должен возникать: вместе с историческими памятниками можно потерять и историческую Родину.