Так формулируется главная идея в питерском «Зените». Осторожно: заболевание заразно...
Неслыханные траты «Зенита» на трансферном рынке – два игрока за 100 млн евро – стали пока главным событием текущего футбольного сезона. Казалось, за полмесяца тема наконец исчерпала себя – комментарии отшумели, команда вернулась в обычный режим. Но не тут-то было. Расточительность питерского клуба обернулась конфликтом игроков и репрессиями руководства.
В то время как злопыхатели придирчиво считали отданные за новичков Халка и Витселя миллионы, поминали новые тарифы на газ, рекламный слоган «Газпром» – народное достояние», низкие пенсии и еще много чего, питерские болельщики радовались от души. Юношей питали самые радужные надежды: мол, совсем скоро «Зениту» не найдется равных не только в чемпионате России, но и на европейской арене. Но реальность оказалась иной. Статистика матчей с участием звездных новобранцев удручает: в трех поединках «Зенит» взял лишь одно очко, проиграв далеко не самым сильным соперникам и пропустив семь мячей – больше, чем за предыдущие полтора месяца. Но и эти цифры меркнут перед визуальным эффектом: самая обученная команда премьер-лиги вдруг заиграла так, как будто собралась только вчера, а традиционно крепкая оборона превратилась в проходной двор.
Это было странно наблюдать – настолько странно, что традиционные скидки на травматизм и напряженный график уже не работали. Но перед субботним матчем с «Крыльями Советов» ситуация несколько прояснилась: в зенитовскую заявку внезапно не попал Игорь Денисов. Формальным объяснением клуб выдвинул «плохую спортивную форму» одного из своих лидеров, но маскировка была настолько плохой, что это поняли даже ее авторы. И, как бы извиняясь, озвучили правду. Главный тренер Лучано Спаллетти, как ни изощрялся в дипломатичности на послематчевой пресс-конференции, все же дал понять, что Денисов потерял не форму, а субординацию: «Ситуация неспокойна, поскольку кто-то хочет чувствовать себя неспокойно по причине, которая этого недостойна. Та идея, которая есть в головах у этих людей, ошибочна. Но от этих идей страдает вся команда».
Зачинщиком раздора в коллективе Денисов стал впервые, но сомнительные поступки водились за ним в изобилии на протяжении всей карьеры: чего стоит стычка с наставником «Спартака» Валерием Карпиным двухлетней давности или демонстративный отказ приехать в сборную России перед Евро-2008. Случалось ему и оскорблять начальника «Зенита» Радимова, и драться с автоинструктором, и вызывать на рукопашную милиционера…
Но нынешний случай – особенный. Денисов требует повышения зарплаты – при всем буйном нраве в меркантильности Игорь ранее замечен не был. «Игрок в ультимативной форме отказался выйти на поле в матче против «Крыльев Советов», требуя пересмотра личного контракта», – гласит официальное заявление «Зенита». Поясняется, что впервые этот вопрос Денисов поднял в мае, но с приходом в команду Халка, жалованье которого составит до 10 млн евро в год, настойчивость игрока повысилась до критического уровня.
Похоже, предпосылкой конфликта послужило резко возросшее осознание Денисовым собственной значимости. За последний год его трансферная стоимость поднялась почти вдвое – теперь дороже него в «Зените» только Халк с Витселем. В мае Игорь получил приз лучшего футболиста завершившегося сезона, а в августе – капитанскую повязку в сборной России. Последнее особенно обостряет ситуацию в глазах болельщиков, ведь капитан национальной команды должен быть этически безупречен. Сама сборная вряд ли пострадает: ее наставник Фабио Капелло уже продемонстрировал, что готов менять капитанов, к тому же есть из кого выбрать. Другое дело – непрофессионализм, который в футболе незамеченным не остается. Как известно, действующий контракт не предполагает пересмотра, тем более если он истекает, как у Денисова, через три года. В том же официальном заявлении «Зенита» читаем: «Зарплата адекватна высокому уровню Игоря как игрока и сопоставима с доходами игроков аналогичного уровня в европейских клубах. Нарушая соглашение с клубом, Денисов дискредитирует себя и наносит серьезный ущерб своей репутации».
Но и это не главный аспект ситуации. Игорь – воспитанник зенитовской школы, а значит, удерживать его в Питере по определению должны не гонорары. Не так давно он утверждал в интервью: «Зенит» – это моя жизнь. Я здесь вырос. Для меня победа «Зенита» немножко больше, чем для других». Получается, грош цена этим откровениям? Нынешние действия Денисова встают в один ряд с отповедью Романа Широкова болельщикам «Я не для вас играю», циничной фразой Аршавина «Ваши ожидания – это ваши проблемы» и информацией о том, как игроки сборной выбивали себе премиальные на Евро-2012. Слишком много за последние месяцы произошло событий, заставляющих болельщиков усомниться в искренности нашего футбола.
По слухам, инициативу Денисова подхватили многие одноклубники, также надеясь нагреть руки на переходе Халка. Имя одного из них известно точно – Вячеслав Малафеев, затягивающий с продлением контракта в расчете на то, что чем ближе дедлайн, тем меньше будет упираться руководство клуба. Здесь, впрочем, важнее не персоналии, а логика игроков: если денег у «Газпрома» немерено, почему бы не потребовать себе кусок пирога повкуснее? Те, кто играет в Питере, быстро учатся торговаться: в пример можно привести Аршавина, который, переходя в лондонский «Арсенал», шокировал англичан своими запросами и в итоге заставил их подчиниться.
Примечательно, что возмущает сине-бело-голубых только зарплата Халка. Витсель получает всего 3 млн – примерно столько же, сколько и большинство игроков «Зенита». В чем-то это было предсказуемо: если клуб много лет проводит политику «уравниловки», а потом делает для кого-то исключение, без недовольных не обойтись. Но, к примеру, в «Анжи», где Самуэль Это’О получает 20 млн, микроклимат не страдает. Как рассказывал в интервью «Труду» экс-тренер махачкалинцев Гаджи Гаджиев, остальные игроки сознают разницу между уровнем камерунца и своим собственным: «Картина большого художника не может стоить столько же, сколько картина безызвестного. То, что нарисует Айвазовский, и то, что нарисует его подмастерье, – две большие разницы. Поэтому зарплата не может быть одинаковой – у нас все это понимают».
В «Зените» оклады и так велики – как на фоне остальных клубов (в топ-25 самых высокооплачиваемых игроков лиги половина позиций принадлежит питерцам), так и на фоне своих болельщиков. Для последних информация о том, что футболисты – самые высокооплачиваемые наемные работники в стране – требуют еще больше денег, действует наподобие красной тряпки для быка. Похоже, атмосфера вокруг питерского клуба теперь будет еще мрачнее, чем в начале сентября.
Продолжаются неурядицы и внутри клуба. Вслед за Денисовым в дублирующий состав на неопределенный срок сослан Александр Кержаков. По слухам, на очереди Владимир Быстров, Александр Анюков и Вячеслав Малафеев, поддержавшие товарищей. Трансферная бомба рванула не столько наружу, сколько вовнутрь.
В Европе существует немало клубов – антиподов «Зенита». То есть тех, кто делает ставку не на солидный бюджет и зарплаты, а на поиск и воспитание перспективных доморощенных футболистов, способных приносить результат как минимум не хуже дорогостоящих звезд. Например, белорусский БАТЭ. Официальные зарплаты у игроков этого клуба в десятки раз меньше, чем у питерцев. Но в Лиге чемпионов белорусы выступают на том же уровне, что и миллионеры с берегов Невы. Да и тому же «Зениту» белорусы в Питере не проиграли, хотя финансовые возможности клубов несопоставимы.