Этот некрополь, расположенный в 30 километрах к югу от французской столицы, возник в конце 20-х годов после того, как неподалеку усилиями княгини Веры Мещерской был создан "Русский дом", в котором нашли приют многие престарелые россияне, бежавшие во Францию после большевистского переворота в октябре 1917-го. Накануне второй мировой войны по проекту Альберта Бенуа в Сент-Женевьев-де-Буа была построена церковь в новгородском стиле ХV-ХVI веков.
Со временем многих из русских стали хоронить на ближайшем кладбище, принадлежащем тогда небольшому, а теперь разросшемуся городу Сент-Женевьев-де-Буа. Сейчас здесь около 10 тысяч могил, а число захороненных превышает 20 тысяч человек. Среди них славные представители России, цвет отечественной культуры, много работавших вне Родины, во имя ее блага. Это нобелевский лауреат Иван Бунин, писатели Алексей Ремизов, Дмитрий Мережковский, Андрей Амальрик, Виктор Некрасов, драматург и бард Александр Галич, поэтесса и критик Зинаида Гиппиус, художники Константин Сомов и его знаменитый тезка Коровин, приемный сын Горького и генерал французского Иностранного Легиона Зиновий Пешков, князь, участник заговора против Григория Распутина Феликс Юсупов, кинорежиссер Андрей Тарковский, великий танцор Рудольф Нуреев, а также генералы и простые солдаты Белой армии.
При кладбище функционирует церковь Успения Божией Матери, построенная в 1939 году по проекту архитектора Альберта Бенуа. Здесь же многие годы действует Попечительство русского кладбища, в котором объединены родные и друзья покойных, а также те, кому дорого русское культурное наследие. Активисты этой организации заботятся о захоронениях, отслеживают сроки истечения концессий на те или иные могилы с тем, чтобы решать вопросы об их продлении с муниципальными службами, в ведении которых находится кладбище.
Хотя многие русские считают мемориальный комплекс в Сент-Женевьев-де-Буа "своим", он все же является обычным муниципальным кладбищем, на котором участки под могилы сдаются в аренду за плату. Места захоронений, за которые больше не платят, считаются бесхозными, и закон позволяет их ликвидировать и сдавать участки под новые захоронения. У входа на кладбище регулярно вывешиваются списки неплательщиков. Из-за смерти или переезда родственников многие русские захоронения в Сент-Женевьев находятся в запущенном состоянии. В семидесятые годы местные власти распорядились отныне хоронить здесь только тех из россиян, которые имели отношение к городу.
Говорят, за погребение здесь Андрея Тарковского хлопотал сам министр культуры Франции, а для того, чтобы исполнить завещание Рудольфа Нуреева, пришлось вмешиваться самому президенту Франсуа Миттерану. Вот почему наши эмигранты на деньги от пожертвований построили в 1977 году в конце русской аллеи маленькую часовенку, которая стала усыпальницей для перезахороненных в ней русских останков из могил, у которых закончился срок аренды кладбищенской земли.
В 2000 году некрополь посетил президент России, находившийся во Франции с официальным визитом. Ходили слухи, что Путин серьезно думал о перезахоронении праха великих соотечественников в России, во всяком случае, части из них, в Троице-Сергиевой лавре. Но ему якобы отсоветовали: мол, надо вначале решить, что делать с мавзолеем на Красной площади. Сейчас же православная часть кладбища по-прежнему содержится за счет местных властей и на пожертвования прихожан.
МЕЖДУ ТЕМ
Как сообщили "Труду" в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, иерархов Русской церкви будет сопровождать знаменитый хор Сретенской обители. Он споет на службе, которую Патриарх совершит в православном Трехсвятительском храме французской столицы, а также на молебне в соборе Парижской Богоматери перед Терновым венцом Христа.