Вместе с нашей страной в Болонский клуб были приняты Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Сербия и Черногория. Таким образом, европейское образовательное объединение насчитывает уже сорок государств. А в 1999 году, когда оно только инициировалось, их было двадцать девять. Первыми "подписантами" исторической декларации в итальянском городе Болонья стали Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и другие страны, славящиеся своими университетскими традициями и высоким уровнем образования.
Подписанный в Берлине документ, по словам присутствовавшего на церемонии председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Александра Шишлова, приближает момент взаимного признания российских и европейских дипломов, а также возможность экспорта российского образования. "Этот шаг, - сказал депутат, - придаст мощный импульс нашей высшей школе, он будет способствовать повышению качества образования в нашей стране и его конкурентоспособности в мире". Кроме того, участие в Болонском процессе позволит увеличить мобильность наших студентов и преподавателей, которые смогут время от времени менять страну и университет для пополнения своих знаний. Например, российский юноша, изучающий архитектуру в Санкт-Петербурге, может увлечься средневековым зодчеством Испании и без особого труда перевестись на год, а то и на два, в Мадридский университет. С другой стороны, ничего не должно помешать студенту-русисту из французской Сорбонны направиться в Москву слушать лекции о поэзии Серебряного века или романах Достоевского. Многому могут научиться молодые люди из-за рубежа и в наших исторически сильных технических вузах. "Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ, - подчеркнул А.Шишлов. - Для того чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, нам необходимо участвовать в построении общеевропейской системы".
Членство в международном образовательном клубе, естественно, налагает на Россию определенные обязательства. До 2010 года нам предстоит ввести в высшей школе сопоставимую с общеевропейскими стандартами систему "бакалавр-магистр". Кстати, российские специалисты склоняются к мнению, что для наших высших учебных заведений оптимальный срок обучения на бакалавра не три года, как в большинстве европейских стран, а четыре года. Получение же магистерской степени потребует от молодого человека еще двух лет. Противоречий с положениями Болонской декларации здесь нет.
Второе требование к нашему высшему образованию - введение так называемой кредитной системы учета объема изучаемых дисциплин вместо ныне принятых у нас учебных часов. Звучит несколько по-бухгалтерски, но этот "учет" позволит объективно отразить результаты зачетов, экзаменов, тестов и всю проделанную студентом учебную, научную и творческую работу. Причем не только за отдельный курс, но и за все пять или шесть лет вузовских занятий в целом. Словом, если молодой человек вознамерится пропускать лекции, семинары или коллоквиумы, то вряд ли в будущем вообще сможет рассчитывать на получение диплома. Для того чтобы подобное не происходило или происходило как можно реже, в российских вузах будут внедрены внутренние системы и механизмы контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и экспертов "со стороны".
В Европе принято прилагать к диплому о высшем образовании специальную вкладку, в которой определяется место данного вуза в национальной системе образования. Например, россиянин не может с ходу уловить, каково соотношение в системе английской высшей школы Оксфорда или, скажем, Абердинского университета. Кстати, новые русские не раз попадались на эту удочку и посылали своих отпрысков на учебу в какое-нибудь западное захолустье, где уровень второго курса университета соответствует десятому классу российской средней школы.