- Семен Львович, так каким же образом вы из ученого-физика стали почетным Интернет-строителем России?
- История моей трансформации связана с Фондом Сороса и Российским фондом фундаментальных исследований. Они объявили совместный конкурс, и группа, которую я возглавлял, получила большой гранд. 35 тысяч долларов на год - сумасшедшие деньги! Купили компьютеры, другую технику, смогли ездить к коллегам в России и за ее пределами. Вот тут-то в очередной раз и выяснилось, что нам как воздух необходимы контакты между собой. Выход был один - развитие Интернета. Но, смешно сказать, в 1994 году в Академгородке полноценной сети не было.
Вот я и написал письмо в Фонд Сороса с просьбой помочь в создании сети. Оказалось, что попал в шара. В общем, получили мы полмиллиона долларов. Привез деньги домой и собирался уезжать на работу в Германию. Но коллеги пристыдили: мужик, мол, теперь уже нечестно уезжать. Сделали мы эту сеть примерно за полтора года, и она работает до сих пор.
С того и началось. Потом было участие в грандиозной совместной программе российского правительства и Фонда Сороса по созданию центров коллективного доступа в 33 ведущих российских университетах.
- А сейчас чем занимаетесь?
- Сейчас я директор проектов в Федерации Интернет-образования (ФИО). Вот уже два года по всей России мы открываем центры Интернет-образования. Началось все в первые дни 2000 года, когда в нефтяной компании ЮКОС родилась программа "Поколение.ru". Проект некоммерческий, его главная цель - организация по всей стране массового бесплатного обучения работников среднего образования информационным технологиям. Это первый в новейшей истории крупномасштабный образовательный проект, осуществляемый частным бизнесом. Учитывая поистине российский размах, и была создана ФИО. Ее возглавляет общественный наблюдательный совет, в который входят вице-премьер Валентина Матвиенко, министр образования Владимир Филиппов и глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский.
- И сколько же таких центров вы откроете?
- Двадцать шесть центров уже построили, осталось двадцать четыре. Следующий начнет работать 30 сентября во Владикавказе, в октябре - в Орле и Чите, в ноябре - в Петрозаводске. Всего центров будет пятьдесят.
- Печете, как блины?
- Тяжело такой темп поддерживать. Я создал миф, что все делается, как на конвейере, а теперь вот - отдуваемся. Тем не менее двенадцать центров в год - неплохие темпы.
- Как часто приходится быть дома?
- Шесть месяцев я провожу в командировках. Это хороший способ держать себя в форме.
- У вас на столе брошюра "Головокружение от успехов" И. Сталина. Читаете в свободное от работы время?
- Да нет, я давно ее знаю, еще в школе изучал. Копии этих работ я дарю некоторым директорам центров. А то они привыкают, что все хорошо и дальше так будет. Расслабляться нельзя.
- А не получится так, что вы закончите программу, а она сразу же рухнет, все растащат, закроют?
- Так не получится, потому что с самого начала в работе участвуют региональные администрации. Мы создаем не только центры, но и новую систему обучения. Они втягиваются в нее. Набор учителей осуществляет областное управление образования, это включено в их планы. Каждый центр открываем совместно с местными властями. Это придает устойчивость проекту, он живой. Губернаторы гордятся своими центрами, водят туда гостей.
- Сколько стоит такой центр?
- На оборудование, мебель, кондиционеры, сигнализацию, локальную сеть, программное обеспечение ФИО платит в среднем 125 тысяч долларов. Но это не просто разовая акция - открыть и забыть. Гораздо больше денег уходит на поддержку. На проезд, проживание и питание иногородних учителей, оплату персонала, преподавателей, административные расходы уходит еще 160-170 тысяч долларов. На каждый центр, каждый год! Вот и считайте.
Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский твердо обещал, что до конца 2005 года точно будет поддержка. К тому времени в пятидесяти центрах будет обучено не менее 250 тысяч учителей. Это пятнадцать процентов от полутора миллионов российских учителей. Каждый шестой учитель пройдет через наши центры.
- Можно уже говорить о перевороте в сфере образования?
- Не надо ничего переворачивать. Надо только помочь учителям. Не секрет, что они сейчас меньше знают компьютер, новые Интернет- и мультимедиа-технологии, чем их ученики. Безусловно, "наших" учителей будут лучше воспринимать ученики. Они качественнее смогут готовиться к урокам, доходчивее доносить знания до ребят. Современная жизнь без компьютеров, без сетей невозможна. Этому надо учить всех, начиная с начальных классов.
- Федеральное правительство каким-то образом поддерживает программу?
- Пока речь идет о платонической любви. Но возможны изменения. В начале года на открытии центра в Пензе Валентина Ивановна Матвиенко вдруг заявила, что нужно открыть не пятьдесят, а 89 центров - по числу субъектов Федерации. Мол, на остальные деньги даст федеральный центр. Посмотрим.
- А пока получается, что частная компания выполняет программу государственного масштаба. Как вы считаете, почему акционеры нефтяной компании тратят миллионы долларов на очень далекие от их основного бизнеса дела?
- Замечу, что наш проект - лишь одно из направлений спонсорской и благотворительной программы компании ЮКОС. Их уже стало столько, что для профессионального управления и координации работ понадобилось создать Региональную общественную организацию "Открытая Россия". Зачем им это нужно? Я не акционер, могу только предполагать. Эти люди многое здесь построили и пытаются создать условия для того, чтобы в поисках нормальной жизни никто не уезжал из страны. Они выбрали Россию, поэтому заинтересовны в ее развитии. Лучше будет жить людям - лучше будет развиваться бизнес, это - аксиома.
Так что, с одной стороны, - это благотворительность, а с другой - четкий расчет. Кстати, самый лучший и надежный вариант. Ведь благотворительность без расчета - капризна: сегодня она есть, а завтра нет. Компания, видимо, понимает, что она существует не сама по себе, а является частью государства.
- Значит, мы все-таки дожили до социально ответственного бизнеса.
- Выходит, так. Кроме ЮКОСа в нашем проекте иногда участвует и Тюменская нефтяная компания. Совместно сделали центр в Тюмени, сейчас на паритетных началах создаем еще один - в Петрозаводске. Надеюсь, и в Магнитогорске совместными усилиями с местным металлургическим комбинатом откроем еще один центр. Идет работа в Мурманской области, в Апатитах. Возможно, здесь на деньги комбината "Апатиты" также появится Интернет-центр. Частный бизнес начинает привыкать к новой роли - ответственности за страну, хотя многие ее еще пугаются.
- Через два года программа закончится. Останетесь в Интернете?
- Не обязательно. Мой любимый тост звучит так: давайте выпьем за то, что жизнь, к счастью, не сводится к Интернету. За наше здоровье, за наше будущее! Интернет нельзя недооценивать, но и переоценивать тоже. Несколько лет назад сотовый телефон - это было круто, а сейчас его школьники носят. Так будет и с Интернетом.