НА ГРАНИЦЕ ДАВНО ВОЮЮТ

Река Пяндж то кипит бурунами на порогах, то разливается широко и привольно. Граница, разделяющая Таджикистан и Афганистан, чем-то напоминает своенравный Пяндж. По утрам здесь поют птицы, воздух напоен ароматом яблок. Но все чаще по ночам, а то и средь бела дня с афганской стороны раздаются пулеметные и автоматные очереди, слышны разрывы артиллерийских снарядов.

Точное определение обстановки дал начальник погрангруппы ФПС России в Республике Таджикистан генерал-лейтенант Александр Маркин:
- Обстановка на границе стабильно напряженная. И такой она остается уже давно.
- Но что-то, наверное, изменилось, когда началась подготовка США к антитеррористической операции в Афганистане?
- Для нас почти ничего не изменилось. Мы как несли, так и несем службу в усиленном режиме.
Такую же точку зрения высказал и первый заместитель директора ФПС генерал-полковник Николай Резниченко, прилетевший в Таджикистан.
Что же означает на практике "стабильно напряженная обстановка"? Это не просто охрана границы и способность в любую минуту принять бой. Это еще и готовность к встрече с беженцами. Вот что сказал мне руководитель пресс-службы погранотряда Петр Гордиенко:
- У пограничников опыт "приема" беженцев с той стороны уже есть. Во время гражданской войны много народу уходило из Таджикистана. После установления мира, когда люди стали возвращаться, первыми их встречали пограничники. Если правительство Таджикистана разрешит принимать беженцев из Афганистана, то, уверен, наши люди с этим справятся. Но пока такого решения нет.
В прилегающих к границе районах давно идет война. Все, кто мог, эти места уже покинули. Люди ушли, спасаясь от талибов, в глубь страны. А многие заняли острова на Пяндже. В зоне ответственности погранотряда разбит целый лагерь, где проживает до 10 тысяч беженцев из афганских провинций Тахор и Кундуз. В связи с угрозой военных действий американцев против талибов их число за последние дни увеличилось.
Но никто с пограничников не снимал и прежних задач...
- Каких именно?
- Первая - борьба с наркокурьерами. С недавних пор она превратилась в настоящую войну. Если раньше афганцы несли через границу по 3-4 килограмма наркотиков, то теперь пытаются переправлять крупные партии. Сразу по 100, по 200 килограммов.
- Наркокурьеры вроде должны переходить границу тихо, а на границе всякий раз стрельба...
- Дело в том, что группа наркокурьеров теперь обеспечивается с той стороны огневой поддержкой и пробивается через границу с боем.
- Как это выглядит на деле?
- С того берега по пограничникам начинают строчить из пулеметов - это отвлекающий маневр. А в то же время группа "мулов", тоже вооруженная, пересекает границу с грузом. В этом году пограничники уже задержали более 4730 килограммов наркотиков, из них 2150 кг героина. Для сравнения: в 1999 году задержано меньше 570 килограммов наркотиков.
Масштабы торговли дурманом стремительно растут: талибам нужны деньги. Потому и ведется настоящая героиновая война - с разведкой, стрельбой, прорывами.
- А сейчас обстрелы продолжаются?
- Пограничники из Пянджского отряда слышали разрывы снарядов и пулеметные очереди на той стороне. Это талибы вели бой с бойцами "Северного альянса" на Имамсахибском направлении, в 5 километрах от границы. И если бои будут прямо на той стороне Пянджа, то к нам наверняка полетят "подарки".
- А если талибов начнут выдавливать из Афганистана, они же могут пойти на вас?
- Вряд ли. За пограничниками окопались боевые группы российской 201-й мотострелковой дивизии. Они способны отразить любой удар. Кроме того, есть таджикские войска, таджикский спецназ, наконец, коллективные силы быстрого развертывания четырех государств. Талибы это знают.
Для сведения: по мнению медиков, 35 граммов героина могут превратить человека в наркомана. Получается, пограничники спасли в этом году от дурмана целый город. До боевых столкновений с талибами на границе, слава Богу, дело не дошло. Но настоящий "наркотический джихад" против Таджикистана, России идет давно.