Вера Сторожева: «Женщина-режиссер вовсе не означает женщина-зверь»

Не тяжело ли милой, доброжелательной женщине быть режиссером — об этом Веру Сторожеву расспрашивал «Труд-7»

В прокат вышел новый фильм Веры Сторожевой «Компенсация» с Гошей Куценко и его дочерью Полиной. Не тяжело ли милой, доброжелательной женщине быть режиссером — об этом Веру Сторожеву расспрашивал «Труд-7»

— Вера Михайловна, вы сами как актриса снимались в одном из самых жестких фильмов Киры Муратовой «Астенический синдром». Недавно на мастер-классе в Одессе Кира Георгиевна на вопрос одной дамы «Что нужно для того, чтобы стать режиссером?» довольно резко ответила: «Не надо девушкам идти в режиссуру».

— Когда человек хочет кем-либо стать, он не будет спрашивать советов. Поэтому я понимаю Киру Георгиевну, которая так категорично ответила. Если взрослый человек, у которого есть образование, задает детский вопрос: «Не попробовать ли мне стать режиссером?» — значит, режиссура — не его призвание. А без призвания в нашей профессии делать нечего. Так вот когда призвание есть, оно ведет человека к цели, невзирая на советы со стороны. Поскольку режиссура — моя вторая профессия, я могла посоветоваться с мужем: смогу ли я с двумя маленькими детьми получить образование режиссера, поможет ли он мне по дому, в воспитании детей? То есть мой вопрос носил житейский характер. Стоит ли мне идти в режиссуру, не спрашивала даже у Киры Муратовой, хотя от нее много взяла как в человеческом плане, так и в творческом. Кира Муратова — уникальный художник, живущий на своей отдельной планете.

— Говорят, Кира Муратова — сложный человек и характер у нее не мед. Встречались ли на вашем пути мягкие и покладистые представительницы женской режиссуры?

— Может, кому-то и кажется, что у Киры Георгиевны сложный характер. Не могу сказать, что он у нее простой. Характер адекватен ее дару. Но в любой мужской профессии характер должен быть, потому что иначе ты ничего не сделаешь. Если говорить о режиссере, то на съемочной площадке помимо тебя 50, 70 человек, которые не думают, как ты, и не хотят делать лишнюю работу.

— Актер Владимир Гостюхин рассказывал мне, что выдающийся режиссер, с которым он работал, — Лариса Шепитько была жесткой на съемочной площадке. Но вам удается легко, мобильно, практически без жертв, снимать качественное кино. Знаете способ?

— Мы все разные, не надо никого ни с кем сравнивать. У каждой из нас, женщин-режиссеров, свой способ работы и своя накачанная группа мышц. Режиссер-женщина вовсе не означает женщина-зверь. Сколько я знаю своих коллег, все милые, улыбающиеся, веселые. Думаю, что женщины как вид человеческий, как пол сильнее мужчин. Но и женщине, и мужчине, чтобы снимать кино, необходима крайняя концентрация сил — и физических, и духовных.

— В предыдущем вашем фильме «Скоро весна» главной героиней была женщина — матушка Наталия (Ксения Кутепова), в «Путешествиях с домашними животными» — тоже женщина и, разумеется, то же — в фильме «Небо. Самолет. Девушка». А судя по афишам, в «Компенсации» главный — мужчина?

— Может, неправильно говорить о том, мужчины или женщины — главные герои. Есть общечеловеческие вопросы, которые касаются всех. По половому признаку мы можем пойти в туалет. Не надо разделять актеров на мужчин и женщин… Кроме того, есть еще и дети, и животные. Ведь тоже надо понять — что может собачка? В «Компенсации» снимались три девочки: одна уже взрослая, другая — 13 лет, третья — 9-летняя. Мне необходимо понять, как с человеком работать, что это за краска, что в нее добавлять.

— Любовь Толкалина недавно призналась, что в Кате Шагаловой наконец-то нашла своего режиссера. При этом Любовь смело заявляет, что ее муж Егор Кончаловский — не ее режиссер и что его фильмы ей не близки. Вот такой парадокс. Вы руководствуетесь понятиями «мой актер», «моя актриса»?

— Нет. У меня есть понятие — все ли мы сделали с Любой Толкалиной, чтобы максимально создать образ ее героини? Невзирая на то что мне нравится работать с актерами и я, как правило, редко разочаровываюсь и довольно часто очаровываюсь, это не значит, что я с ними еще буду работать в другой картине. Пройдет время, и, может быть, мы еще встретимся. В «Компенсации» снялась девочка Ирина Горбачева (выпускница Щукинского училища), она мне очень понравилась, и я решила сделать с ней еще одну картину. Для меня это исключительный случай.

— Рената Литвинова вас очаровала в фильме «Небо. Самолет. Девушка»?

— Да, да, да. С Ренатой мы были знакомы и раньше, до фильма «Небо. Самолет. Девушка», и мне очень, очень хотелось ее снять. И сейчас у меня осталось желание с ней поработать. Но под Ренату надо сделать специальную историю, индивидуальный проект.

— В каждом вашем фильме герои пытаются обрести семью. Но мало кому это удается.

— К сожалению, в «Компенсации» никто ничего не обретает. Более того, все еще больше разваливается, причем стремительно. История довольно жест-кая и при этом зрительская.

— Мораль фильма — «за все надо платить» или «око за око»?

— «Око за око» — ветхозаветное понятие, подразумевающее месть. А то, что за все надо платить, — современное. С одной стороны, мы за все платим, а с другой стороны, надо уметь прощать. Девочки не могут простить отца. А герой Гоши Куценко все теряет, потому что предал детей, первую жену. И это прошлое его настигает и требует компенсации за страшное детство своих детей.

— «Компенсация» — звучит материально, тогда как прощение — вопрос духовного порядка. Можно ли простить предательство, жертвами которого становятся родные дети?

— Все можно простить. У меня есть давняя подруга, мать которой как алкоголичку лишили материнских прав, так что она вместе с тремя братьями попала в детский дом. Потом подруга выросла, нашла свою мать и не только простила ее, но вернула к себе, в семью, и теперь ее мать занимается ее детьми. В душе каждого человека есть силы для прощения.

— Роль тяжелобольной девочки сыграла дочь Марии Порошиной и Гоши Куценко Полина, и это был ее дебют. Почему «звездного» ребенка вы пригласили на роль страдалицы?

— Полина — замечательная девочка. Она не тронута звездностью родителей. На первый взгляд, ничего яркого в актерском отношении у Полины не было, но она удивительно подходила на роль дочери своего отца. Внешнее сходство Полины с отцом придает пронзительность всей этой истории.

Наше досье

Вера Сторожева родилась 7 сентября 1958 года в городе Троицк Челябинской области.

В 1983-м окончила Московский государственный институт культуры, а в 1993-м — Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерскую А. Митты.

Как режиссер дебютировала в 1993-м фильмом «Развод». Сняла картины «Небо. Самолет. Девушка» (2002), «Греческие каникулы» (2004), «Путешествие с домашними животными» (2007).