Джеймс Кэмерон: «Аватар» затмит «Звездный путь» и «Звездные войны»

Сегодня фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» возвращается на наши экраны в удлиненном варианте

— Обычно удлиненные версии фильма выходят на DVD, а «Аватар» с новыми сценами покажут в кинотеатрах. Почему?

— Дело в том, что большинство зрителей увидели «Аватар» в 2D. Они ждали 3D в тот момент, когда мы упустили многие 3D-экраны. Это произошло не потому, что фильм перестал пользоваться популярностью. Просто вышли фильмы «Как приручить дракона» в 3D, «Алиса в Стране чудес» и что-то еще, я уже не помню.

— А лично вам понравился «Как приручить дракона» в 3D?

— Два или три года назад Джеффри Катценберг заявил, что теперь все анимационные фильмы DreamWorks должны быть сняты в 3D. «Как приручить дракона» — это прекрасный пример того, как правильно сделать такой фильм. Он изначально был снят в 3D. И они мастерски использовали эту технологию. Фильм получился очень красивым.

— А у вас есть предпочтения в сфере 3D?

— Да. Два основных бренда — это Dolby и RealD. Обе — прекрасные системы. Они немного отличаются друг от друга, но вы должны быть экспертом 3D-технологии, чтобы заметить эти различия. RealD чуть ярче, чем Dolby. А Dolby чуть лучше в визуализации: изображение на экране практически не расплывается. Но это очень несущественные детали. Мне нравятся обе системы. А цифровой формат iMax 3D просто великолепен, у него четкие огромные экраны. Так что сейчас есть четыре основных тренда 3D: те, которые я упомянул, и еще XpanD, который наиболее популярен в Европе.

— Как вы думаете, почему некоторые люди критикуют формат 3D «Аватара»?

— Честно говоря, никогда не слышал, чтобы было много нареканий в адрес технологии 3D в фильме «Аватар». Возможно, это люди, которые просто не замечают разницы между 2D и 3D. Но это не более чем 5 процентов населения. Многие даже не знают о его существовании. Но даже после просмотра фильма в 3D они не замечают разницы. Это как человек с одним ухом пытается получить удовольствие от стереомузыки, но у него не получается.

— Что ждет технологию 3D в будущем?

— Думаю, она станет все более и более распространенной и все менее особенной. Полагаю, что наценка на билеты за возможность посмотреть фильм в 3D спадет, потому что слишком много фильмов будет сниматься в 3D. В следующие несколько лет 3D придет в дома к людям, и тогда эта технология станет обыденной. Думаю, когда закончу очередной фильм «Аватар», эта технология окажется чуть ли не устаревшей. С ней случится то же самое, что и с цветными фильмами через 10 лет после «Унесенных ветром».

— Как вы думаете, есть ли сюжеты, которые необходимо снимать в 3D?

— Давайте обратимся к цвету как к аналогии. Есть ли сюжеты, которые лучше снимать в цвете? Да. Если вы снимаете историю о маленькой девочке и миграции бабочек-монархов, то фильм будет лучше смотреться в цвете. Однако это не значит, что мы заранее решаем, какой фильм будет лучше в цвете, а какой — черно-белым: мы изначально снимаем все в цвете. Если цвет не очень важен, мы иногда разбавляем его, как в фильмах «Матрица» и «Книга Илая»: создается ощущение, будто их отбелили. Думаю, то же самое случится и с 3D: появятся такие фильмы, которые действительно будут выигрывать в этом формате, и те, для которых 3D будет лишь дополнением.

— Меняется ли роль режиссера в фильмах 3D?

— Если вы как режиссер правильно делаете свою работу, то она затмевает собой технологию 3D, особенно в плане приоритета, состава отснятых кадров, цветового дизайна, освещения, постановки и игры актеров. Все эти элементы должны сойтись, чтобы получилась хорошая сцена. Сама по себе технология 3D — лишь часть общего дела.

— Вы упомянули сиквел «Аватара». Когда он выйдет?

— Я сейчас веду переговоры с 20th Century Fox о последующих фильмах. В зависимости от результата этих переговоров я и дам вам ответ. Однако студия хочет, чтобы фильм вышел как можно скорее.

— Значит, если вы согласитесь на их условия, то они приступят к производству фильма сразу после того, как вы по-ставите свою подпись?

— Да. Мы просто прорабатываем детали. Все фильмы требуют подобной подготовки.

— Привлекают ли вас технические сложности проекта или отталкивают?

— Для того чтобы я взялся за проект, он должен быть очень трудным.

— Вы ищете трудности в каждом проекте?

— Да, вот именно. Как сказал Джон Кеннеди, когда-де-факто послал человека на Луну, «мы делаем это не потому, что это легко, а потому, что это трудно; если бы не было трудно, нам бы не хотелось это делать».

— Вы еще не соскучились по малобюджетным фильмам?

— Я снимаю малобюджетные документальные фильмы, и у них свои трудности, как, например, маленькая команда. Я сам снимаю фильм как оператор, работая подолгу без остановки. Я вдоволь насладился подобной работой. Однако порой хочется снова собрать своих коллег, взять одну камеру без штатива и сделать фильм вручную. Но в какой-то момент мне снова хочется снять что-то большое.

— А у вас есть аватар в вашей команде или вы и есть аватар для всех вокруг?

— У меня есть команда, и я в ней лидер. Но у каждого члена команды есть свои идеи. Все мои ребята получили университетское образование, и все прекрасные эксперты в информатике. Они даже во сне могут написать код программы. Я же ничего подобного не могу сделать. Я просто эрудит. Я тот, кто знает немного об их работе, но достаточно для того, чтобы попросить их сделать то, что нужно. Однако я не могу сделать это самостоятельно.

— Каков ваш следующий шаг и какова ваша конечная цель как кинорежиссера?

— Моя мечта — продолжать заниматься тем, чем я занимаюсь. Если бы у меня были мечты, выраженные в виде целей, то, наверное, они бы вообще не были связаны с кинематографом. Меня волнуют источники энергии, глобальное потепление, разрушение аборигенных культур и необузданное уничтожение тропических лесов. Я выражаю это в своих фильмах, но иногда мне кажется, что это уж больно окольный путь борьбы с такими пагубными явлениями. Если бы я только мог найти прямые пути борьбы с ними, то я бы это сделал. Моя мечта — оказать положительное влияние на мир, в котором живут мои дети. Работа над «Аватаром» свела меня с людьми, которые пытаются решать подобные проблемы, а также с теми, кто усугубляет их.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Я буду продюсировать фильм Гильермо Дель Торо «At The Mountains of Madness». Это экранизация повести Говарда Филлипса Лавкрафта. Фильм будет в формате 3D. Мы стараемся как можно быстрее запустить его производство. Гильермо хочет начать съемки во втором квартале следующего года.

— Где вы его будете снимать?

— Мы все еще думаем об этом. Наверное, в Канаде или в Европе. Конечно же, мы ищем наиболее эффективную стратегию производства. Основная часть действия проходит в Антарктике, хотя это больше выдуманная Антарктика. Возможно, мы снимем там пару кадров, но все остальное будет выдуманная Антарктика. Кроме этого, у меня есть несколько документальных проектов на следующий год. Надо переформатировать «Титаник» в 3D — эта работа должна быть завершена к 2012 году. Сейчас пишу роман «Аватар», в котором будет представлена прелюдия к первому фильму. Так что в ближайшие месяцы буду занят этими проектами.

— Ваш роман станет трилогией?

— Он будет служить картой для всей истории, и не думаю, что мне придется писать продолжение. Я пытаюсь как бы создать библию для будущих писателей, чтобы они по крайней мере правильно поняли корни этой истории. В этой книге содержится информация о всех растениях Пандоры, транспорт-ных средст-вах, культуре, языке и музыке нави, а также их религии и многом другом. Не знаю, окажется ли это лучшим романом на свете, но главное, что он будет правильным. А уже потом остальные могут продолжить, опираясь на мой роман.

— Значит, у Fox есть право производить добавочные «Аватары»?

— Конечно. Это одна из тех ситуаций, когда люди требуют нового мира, в который они могут войти-либо через новые фильмы и книги, либо через видеоигры.

— Станет ли Пандора вселенной?

— Да, наша цель — создать вымышленную вселенную, которая затмит «Звездный путь» и «Звездные войны».

Наше досье

Джеймс Кэмерон родился 16 августа 1954 года в провинции Онтарио в Канаде. В начале 60-х семья переехала в США. Поступил на физический факультет Калифорнийского университета, но диплом не получил — начал работать на киностудии.

В 1978-м вместе с двумя школьными друзьями снимает первый фильм «Ксеногенезис». Самые известные картины: «Терминатор» (1984), «Чужие» (1986), «Бездна» (1989), «Правдивая ложь» (1994), «Титаник» (1997), «Аватар» (2009).

Был женат пять раз, последняя супруга — актриса Сьюзи Эймис, у них трое детей.