РЖД хочет поднять «зайца» в цене

РЖД выступила с инициативой повысить тарифы на пригородные поезда в полтора раза, а штрафы за безбилетный проезд в 30 раз

РЖД хочет поднять тарифы на проезд в пригородных поездах, увеличить штрафы до 60–80 евро и передать функции по взиманию штрафов непосредственно перевозчику, сообщает агентство «Новый Регион».

Увеличить тарифы РЖД хочет ни много, ни мало в полтора раза, а штраф за безбилетный проезд, соответственно, в 30 раз. Эти предложения компания обосновывает огромными убытками, которые терпит от пригородных пассажирских перевозок.

Сейчас проезд одной тарифной зоны, составляющей 10 километров, в Подмосковье стоит 16,5 рублей. Железнодорожники хотят в 2011 году увеличить стоимость до 25 рублей.

Если этот подъем цен будет утвержден, то стоимость билета для тысяч жителей Подмосковья, ежедневно работающих в столице, подорожает весьма значительно. Например, сейчас стоимость проезда в пределах трех тарифных зон — от платформы «Отдых» в Жуковском до «Выхино» — составляет 49,5 рублей в одну сторону. Если

проезд подорожает до 25 рублей за зону, то билет в один конец будет стоить уже 75 рублей. В два конца — 150. Если прибавить к этой цифре две поездки на метро по 26 рублей каждая, то один «транспортный» день будет стоить жителю Жуковского — 202 рубля, делится своими расчетами агентство ИТАР-ТАСС.

Но инициативой подъема тарифов железная дорога не ограничивается. РЖД предлагает перенять расценки штрафов за безбилетный проезд у заграничных коллег. Этой мыслью поделился начальник департамента пассажирских сообщений компании Геннадий Верховых. По его словам, сумма швейцарского штрафа (60 евро) или французского (80 евро) за безбилетный проезд в пригородных поездах вполне может подойти и для России.

При этом РЖД готово пойти еще дальше.

Верховых, в частности, отмечает, что сегодня штраф за безбилетный проезд на электричке составляет 100 рублей, при этом, его оформление требует особой процедуры. Несовершенство этого механизма, по его мнению, порождает большое количество безбилетников.

Поэтому РЖД предлагают еще и передать функции по взиманию штрафов. Передать непосредственно перевозчику или дать право субъектам наделять полномочиями по взиманию штрафов, сообщает РБК.

По словам представителя РЖД, на которого ссылается издание, эта функция сейчас ни за кем не закреплена.

«Мы установили бы их хоть сейчас, если бы была такая возможность», — заявил источник в РЖД.

На данный момент компания пытается заручиться поддержкой Минтранса по этим вопросам.

На вопрос «Не забыло ли государство о своей социальной роли в этой инициативе?», газете «Труд» ответил председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров.

«РЖД — это коммерческое предприятие. Если вы отроете его устав, то прочтете там, что предприятие организовано с целью извлечения прибыли. Но РЖД — это не государство. РЖД — это монополия. И его действия относительно того, по каким ценам отпускать свои услуги контролируются федеральной службой по тарифам (ФСТ России — прим. газеты „Труд“). А вот это уже государство. И решает вопрос о ценах не РЖД» — сообщил Федоров.

По его словам, когда поступает подобный запрос, ФСТ проводит исследование, которое должно показать, позволяет ли экономическая ситуация повысить тарифы, и если да, то на сколько.

«Полтора раза — это очень много. Если служба по тарифам возьмется рассчитать повышение цен на услуги РЖД, то цифра будет другая. В любом случае подъема в полтора раза не случится, это ведь даже за пределами разрешенного законом», — говорит Федоров.

Напомним, что представители РЖД неоднократно заявляли об убыточности пригородных пассажирских перевозок. Так, по словам главы РЖД Владимира Якунина, в 2010 году ожидается убыток от пригородных перевозок в размере 32 миллиарда рублей. В прошлом эта сумма составила 33 миллиарда.

Подъем штрафов на европейский уровень, по мнению железнодорожников, должно помочь решить проблему с убытками, а также само по себе приближает российские железные дороги к европейским стандартам.

При этом представители РЖД не делали никаких заявлений относительно того, будут ли они приближать к европейским стандартам сами пригородные поезда, а также график их движения, замечает газета РБК daily.

Также небесполезно вспомнить, что почти везде в Европе железные дороги убыточны, и это не мешает их нормальной работе.

Последний раз стоимость проезда в пригородных электричках повышалась 1 января текущего года — на 2,5 рубля, до 16,5 рублей за тарифную зону.