Валерий Иванов работал логистом в компании — производителе строительных материалов в Москве. «Нас сильно трясло в кризис, шеф почти каждую неделю просил не уходить, терпеть и спасать компанию».
С мая Валерию и его коллегам не платили зарплату. «Директор постоянно говорил, что уходить нам некуда, что предложений на рынке нет. И мы ему верили», — рассказывает мужчина.
Но терпение Валерия лопнуло в начале августа. «Я начал искать новую работу и за три дня получил 14 предложений, одно лучше другого. Сейчас собираюсь в отпуск, наконец дали деньги за май и июнь, а потом выйду на новое место», — говорит Иванов.
Рынок труда для офисных работников действительно начал оживать. По данным кадрового агентства Kelly Services, 40% работодателей планируют до конца года нанимать новых сотрудников.
Активизируются и сами работники. Особенно те, чьи компании еле держатся на плаву
В сентябре, чего не было с 2008 года, вновь начнется сезон активных переходов специалистов из компании в компанию. Переходов на лучшие зарплаты.
Запросы на зарплату и интерес к профессиональной деятельности вернулись у работников на докризисный уровень. Негатив от экономической дыры сошел на нет, и теперь каждый сотрудник может уйти от работодателя без опаски.
«Весь кризис пришлось сидеть на одном месте: очень боялся остаться без средств к существованию. Нужно платить за квартиру, погашать кредиты,
Этим летом ситуация в сфере IT и высоких технологий несколько изменилась: за работниками вновь начали охотиться и предлагать большие зарплаты и хорошие условия.
В большинстве случаев работодатели сейчас так и поступают: поднимают зарплаты, ищут качественный персонал и пересчитывают бюджеты на высококвалифицированных работников.
Такая тенденция наблюдается в первый раз с 2008 года. Массовый наем только начинается, причем с ним могут возникнуть проблемы. По исследованиям кадровиков, уже у 50% офисных работников есть предложения с более высокой зарплатой.
«Практически все работодатели, с которыми я тесно общаюсь, сейчас ищут новых сотрудников в штат на хорошие зарплаты и условия. Еще и гоняться за ними приходится, как до кризиса», — рассказывает Елена Колянова, руководитель отдела по внутрикорпоративному развитию регионального промышленного производства.
По ее словам, набирают как раз «белых воротничков» либо на ранее сокращенные должности, либо на абсолютно новые вакансии в компании. Учитывая то, что штат в последние два года в большинстве компаний стремительно сокращался, некоторые работодатели сейчас остро нуждаются в сильном
«Сейчас вновь появились вакансии
Но зарплаты — далеко не единственный двигатель карьерного прогресса. Сейчас, когда рынок начал уходить от схемы рынка работодателя к схеме рынка работника, важно заинтересовать кандидата тем, что ему не могли дать на прежнем месте. Таких, кто уже сейчас начал уходить с насиженных мест, — 30%. Тех, кто уходит от «неблагодарного» начальства, — 20%.
«Желание перемен, таких как смена обстановки, компании, сферы деятельности, профессиональных задач, — это также немаловажный фактор при поиске работы. Многие соискатели говорят, что засиделись на одном месте, чувствуют застой, отсутствие движения, продвижения, им не хватает новизны. Все мы так или иначе хотим изменений к лучшему», — отмечает ведущий консультант Penny Lane Personnel Надежда Смирнова.
По мнению Андрея Сидельникова, некоторые специалисты уже сейчас готовы идти на менее оплачиваемую работу, которая будет им больше по душе, чем предыдущая.
Пошли на подъем и специалисты по маркетингу, PR и рекламе. Многие из них, даже с колоссальным опытом работы, в кризис остались у разбитого корыта: сокращались целые отделы во главе с их руководителями, зарплаты резко снижались, причем некоторые потеряли до 50% оклада.
Анна, менеджер по маркетингу, в одночасье лишилась своего отдела в феврале 2009 года. После чего — буквально через две недели — предложили уйти и ей.
«Было так неприятно — „вырезали“ всех подчистую. У меня были прекрасные сотрудники, мы справлялись со своими обязанностями, и даже более чем. Был налажен рабочий процесс».
Анна сидела без постоянной работы 1,5 года — на временных проектах и фрилансе. И только сейчас начали появляться привлекательные для нее вакансии.
«Действительно, о сфере маркетинга и PR сейчас идет много разговоров, но, к сожалению, пока это только слова. На деле специалистов нанимать еще не начали. Пока идет некоторое исследование рынка работников», — отмечает Андрей Сидельников.
По мнению директора по развитию рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Елены Егоровой,
«Могу прогнозировать, что до декабря 2010 года и уровень зарплат, и спрос на опытных руководителей
Помимо рекламщиков,
Несмотря на положительные тенденции, работодатель этой осенью может столкнуться с тем, что сотрудников набрать не получится, по крайней мере толковых. Те, кто проработал весь кризис, будут подходить к выбору нового места с опаской.
«Если в самом начале кризиса многие оставляли работу, которая не удовлетворяла зарплатные и профессиональные требования сотрудников, сейчас без оглядки соискатели этого не делают. В 2008 году у многих была так называемая финансовая подушка, которую сейчас все уже проели, и есть большой риск остаться ни с чем. К выбору новой работы стоит подходить очень аккуратно, не забывая о том, что у работодателя изменился подход к набору персонала», — комментирует Андрей Сидельников.
Помимо некоторого недопонимания и опасений для работодателя большой проблемой может стать демографическая яма между теми, кто работал уже до кризиса, и теми, кто выпустился из университетов в 2008 году и так и сидит без работы.
«Мне повезло: я не потеряла ни в работниках, ни в зарплате во время кризиса — на бухгалтерии начальство решило не экономить. Но сейчас, когда мне нужны новые сотрудники, поскольку старые профессионально выросли и перешли в более серьезные организации на хорошие зарплаты и должности, я не понимаю, как заманить хороших специалистов: есть выпускники без опыта, но мне некогда обучать персонал», — сетует Анна, главный бухгалтер консалтинговой компании.
Оживление на рынке труда происходит не только благодаря ротации работников между компаниями. Внутренние движения для многих также могут быть привлекательными и, что немаловажно, прибыльными.
Так, если ваш отдел в кризис потерял в работниках, а объемы остались те же, возьмитесь за дополнительный проект, который поможет вам в плане заработной платы и опыта для перспективы перехода на другую, более высокооплачиваемую работу.
«Нужно поменять свою модель поведения, взять на себя новые обязательства в виде сложного проекта. Этот бесценный опыт поможет вам продвинуться по карьерной лестнице на вашем нынешней работе, а потом найти место по душе — с большей зарплатой и интересом», — прогнозирует Андрей Сидельников.
Так или иначе, этой осенью каждый специалист получит новые возможности по своим потребностям, будь то высокая заработная плата, смена работы или поиск принципиально нового места для реализации профессиональных возможностей.
Судя по карьерным итогам уходящего лета, уже сейчас можно сказать, что впервые с ноября 2008 года оживление на рынке труда представляет собой не просто массовый набор в одной сфере, а приближение спроса и предложения на специалистов.
«Полагаю, что осенью 2010 года опытные специалисты почти из всех сфер рынка могут надеяться на выгодные предложения от кадровых агентств и
Максим Оксевич, дизайнер:
— Пару месяцев назад я уволился со старой работы — меня не устраивала зарплата, там не было никаких перспектив для карьерного роста, да и рабочее место не соответствовало моей деятельности. Когда уходил, не думал, куда, но друг, который работает в большой компании, рассказал о свободной вакансии. Прошел собеседование, испытательный срок. Здесь большой офис, есть возможность развиваться в творческом плане и зарплата выше. Не жалею о смене работы.
Илья Колесников, менеджер по рекламе:
— Я долгое время работал торговым представителем по продаже обойного клея. Условия работы были ужасными. В компании платили всегда с задержками, приходилось работать сверхурочно. Сейчас я работаю менеджером по рекламе. Здесь мне нравится сама система работы: есть где искать новых клиентов, что способствует повышению зарплаты. Деньги, кстати, платят тоже вовремя. Я стал получать на 80% больше, чем на старом месте. Для меня кризис завершился.
Марина Дудова, секретарь:
— Я работала ландшафтным архитектором. Работа меня не устраивала проблематичностью поиска клиентов. Сейчас очень упал процент людей, делающих подобные заказы. Соответственно, снизилась зарплата. Компания не смогла оплачивать аренду, и офис переехал в Подмосковье. Пришлось уволиться.
Сейчас я работаю секретарем директора в другом месте. Конечно, не так интересно, зато стабильно, близко от дома, удобный график работы, обед. Снова начну расти.
*Суммы указаны после уплаты налогов и актуальны для Москвы. Докризисные зарплаты — за 2008 год с 1 января до начала кризиса.
Источник: данные рекрутинговых агентств
Источник: данные рекрутинговых агентств