Хроники нарные

Новая «тюремная» комедия — на российском экране

25 августа в прокат выходит комедия «Каникулы строгого режима» c Дмитрием Дюжевым и Сергеем Безруковым в главных ролях, которая претендует на звание самого амбициозного кинопроекта года.

Несмотря на кризис, бюджет картины — 5 миллионов долларов, напечатаны 1100 копий для российских кинозалов и 120 для Украины. По словам продюсеров, «Каникулы» способны собрать в прокате 20 миллионов долларов, а то и больше.

«Каникулы» начинались в Петербурге три года назад как книга Федора Крестового (бывшего заключенного) и Андрея Кивинова (бывшего милиционера), затем к проекту подключилась «Дирекция кино Первого канала», та самая творческая и продюсерская команда, что выпустила «Адмирала», «Иронию судьбы-2», «Ночной дозор», «Диверсанта», «Турецкий гамбит» и другие коммерчески успешные отечественные фильмы 2000-х.

У фильма три знаменитых продюсера — Анатолий Максимов, Джаник Файзиев, Николай Попов, а также опытный театральный и кинорежиссер Игорь Зайцев. Нынче все они увлечены идеей сделать комедию «настоящую и легкую», чтобы вернуть доверие зрителей самых разных возрастов к отечественному кино. Недаром слоган картины: «Кино с гарантией». То есть нам дают гарантию, что это на самом деле кино, а не подделка под голливудский стандарт, что скучно на «Каникулах:" не будет ни пионерам, ни пенсионерам.

Авторы утверждают, что их картина — это «оммаж», то есть поклон, благодарность эстетике лучших советских кинокомедий, а не голливудских развлекушек. В одном из рекламных роликов даже использована мелодия из «Джентльменов удачи».

Да и сам сюжет «Каникул» навевает ассоциации то с «Джентльменами», то с «Калиной красной», то с «Вождем краснокожих»… Герои Безрукова и Дюжева вынуждены бежать из колонии строгого режима и, скрываясь в: летнем пионерском лагере под видом воспитателей, то и дело попадают впросак. Авторитетный зэк становится объектом насмешек детишек, хоть и виртуоз тюремного жаргона.

Проштрафившийся оперуполномоченный Кольцов в трактовке Дюжева тоже весьма наивен. Дети же в пионерлагере — настоящие «вожди краснокожих», маленькие разбойники с буйной фантазией. В картину вплетена ещё и эстетика японского театра кабуки, тема самураев как поиск нравственного начала: Предпоказы успешно прошли в Новосибирске, Уфе, Петербурге и других городах России.

Реплика

Сергей Безруков, актер:

— Сценарий произвел на меня сильное впечатление благодаря доброму, хорошему, не пошлому юмору. Сыграть такое — высший пилотаж, не менее трудно, чем стать Моцартом или Сирано. Герои здесь не прикидываются, не пытаются смешить, они абсолютно серьезны, при этом зал умирает со смеху. Конечно, «Каникулы» — семейное кино. В нем и откровенно комедийные сцены, и неглупый юмор, и любовная история.

О том, как мы снимались с детьми, можно сделать отдельную кинокомедию. Конечно, они все смотрели «Бригаду» и с нетерпением ждали встречи с легендарными Сашей Белым и Космосом. Педагог сказала: «Сергей Безруков в автобусе, сейчас загримируется и выйдет!» Но когда я вышел и прошагал мимо, никто головы не повернул! Я же был в пионерском галстуке, на зубах — фикса. А они ждали героя в черном длинном плаще и вздохнули разочарованно: «Этот?! Да ну..." А к двухметрового роста Дюжеву один пацан обратился: «Эй ты, длинный!»

Когда Дима сказал, что так со взрослыми не разговаривают, парень выдал ещё какую-то дерзость. А когда Дюжев пригрозил: «Я вот сейчас тебе уши надеру!» — парнишка вдруг разулыбался: «А я потом все лето мыться не буду — сам Космос мне уши надрал!» Но дети у нас не только смеялись, но и снимались. Было несколько ночных смен, когда ребята засыпали перед камерой.

Дмитрий Дюжев, актер:

— «Каникулы строгого режима» — это комедия положений. Это история о том, как два человека абсолютно разных жизненных принципов и миров (один — матерый рецидивист, другой — заключенный из бывших милиционеров, попавший в колонию волею случая) оказываются зависимыми друг от друга. И о том, как они пытаются уживаться в этой ситуации, меняя её, меняясь в ней.

У нас не ржачная комедия, мы не подражаем голливудским стандартам, а ищем точки соприкосновения со старым добрым советским кино. К тому же я надеюсь, что наш фильм — я вполне серьезен! — может лишний раз обратить внимание общественности на то, в каком состоянии находятся лагеря, зоны, тюрьмы, как мы относимся к тем людям, которые волею судеб (а нередко — по случаю, по глупости и даже по ошибке!) оказались в местах не столь отдаленных.

Мы уже показывали фильм в лагерях, например в Казани, в колонии № 2 строгого режима. Зрители были так благодарны нам, многие говорили, что им скорее захотелось домой, к семьям, детям, любимым. А ведь в местах заключения нередко у отрезанных от внешнего мира заключенных пропадает надежда, желание освобождаться досрочно. Наш фильм вовсе не романтизирует уголовный мир, а, наоборот, дарит надежду.

Выбор

Cоветские фильмы о пионерских лагерях

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Режиссер Элем Климов. Противного начальника пионерлагеря Дынина блистательно сыграл Евгений Евстигнеев.

«Сто дней после детства» (1975)

Режиссер Сергей Соловьев. Лирическая комедия о последнем лете детства. В главной роли — Борис Токарев, первая роль в кино Татьяны Друбич.

«Каникулы Петрова и Васечкина» (1984)

Режиссер Владимир Алеников. В роли Пети Васечкина — Егор Дружинин, в роли Васи Петрова — Дмитрий Барков.