Прощальная щедрость «ИжАвто»

Завод покинуло почти 40% работников — все по собственному желанию и с компенсацией в три зарплаты

Сотрудники «ИжАвто» не работают с мая. Завод просит признать себя банкротом и потихоньку избавляется от персонала, соблазняя хорошими выплатами. Оставшиеся сотрудники надеются, что в сентябре все придет в норму.

Проблемы на заводе начались ещё зимой. Из-за кризиса продажи автомобилей «ИжАвто» Lada и Kia упали практически до нуля. К концу марта завод работал три дня в неделю по шесть часов. Тогда руководство предприятия заявило о возможном сокращении 90% сотрудников компании.

Этого не произошло, но в апреле завод сменил собственника. Владельцы завода — самарская группа СОК — продали контрольный пакет «ИжАвто» топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. До этого группа СОК пыталась продать завод «АвтоВАЗу», который в итоге отказался от покупки. Сумма сделки составила около 200 миллионов долларов. За сделку покупатель должен был расплатиться не деньгами, а машинами.

Сделать это оказалась проблематично — с мая завод прекратил работу. Свою деятельность до лета продолжал только отдел продаж. Сейчас завод должен своим кредиторам около 14 миллиардов рублей. Крупнейший из них — Сбербанк — 21 августа прислал на завод письмо с требованием срочно погасить долги в размере 7,74 миллиарда рублей. «ИжАвто» подал в начале августа иск с просьбой признать себя банкротом. Рассмотрение дела назначено на 4 сентября. Самые молодые сотрудники покинули завод, не дожидаясь этого события.

Ушли по-хорошему

Игорь работал инженером в кузовном цехе и получал 15 000 рублей в месяц. Он покинул завод в начале июня по собственному желанию. Начальник предложил ему за это три оклада, а также все отпускные и премии. В итоге он получил на руки около 50 000 рублей. «Нам все выплатили, мы этого не ожидали», — удивляется он. Игорю пообещали, что, когда все нормализуется, его обязательно возьмут обратно. Сам он в это не очень верит.

Всего отдел Игоря покинула половина из 14 сотрудников. Ему самому 27 лет, и он проработал на заводе четыре года. Работу он пока не нашел. По его словам, в центре занятости ему предлагают должности с зарплатой в 12 тысяч рублей, на которые он соглашаться не хочет. В сентябре планирует устроиться работать в типографию, по своей второй специальности — «дизайн». «В Ижевске сейчас невозможно найти работу в машиностроении», — считает он.

Ещё один из «ушельцев» — Евгений. Он работал логистом в отделе продаж автомобилей. Он тоже ушел с завода в начале июня. По его словам, на заводе оставили людей постарше, поскольку им сложнее перестроиться в кризис. Евгений тоже получил компенсацию от завода — около 40 000 тысяч рублей. Он один из немногих сотрудников, который работал во время майского простоя. Работу он, как и Игорь, пока не искал — отдыхал на даче. Он тоже уверен, что не сможет найти работу по специальности, и надеется трудоустроиться в автосервис.

Таких, как Игорь и Евгений, на заводе много. «По соглашению сторон ушли около 2000 человек, — сообщил корреспонденту „Труда“ Сергей Котляров, пресс-секретарь завода. — Остальные 3500 находятся в отпуске в связи с простоем производства». Сейчас они получают две трети оклада. Когда на заводе запустят конвейер, неизвестно, но точно не раньше сентября. Планируется, что к концу месяца завод покинут ещё 400–500 человек.

Надежда оставшихся

Александр — один из тех, кто остался. Он работал маляром — красил машины. В его бригаде было около 10 человек, и половина из них ушла в начале июня. Сам Александр, как и все остальные, не работает с июня и получает две трети зарплаты. Каждый месяц выплаты уменьшаются. В июне он получил 10 000, в июле — 8000. «В августе, боюсь, выплатят 6000», — тревожится он. Дело в том, что суммы выплат считаются как две трети среднего заработка за последние шесть месяцев, а он уменьшается.

Параллельно он ищет работу маляром в автосервисе. С завода уходить не хочет. «Есть надежда, что все вернется», — говорит он. На то же рассчитывают и его коллеги, потому что понимают, что работу им найти будет сложно.

Новых сокращений на предприятии не планируется, утверждает Сергей Котляров. По его словам, судьба предприятия определится в сентябре на собрании кредиторов, которые решат, что делать с заводом.

«ИжАВТО»

Источник: «ИжАвто», открытые источники