Школа выживания для работника

Как в кризис вести себя с различными типами начальников и подчиненных

Когда руководство требует работать больше за те же деньги, начальники и подчиненные часто выбирают определенную модель поведения. С помощью психологов и консультантов «Труд» собрал наиболее типичные из них, а также способы взаимодействия с ними.

Типы начальников

«Дирижер»

Этот человек в первую очередь начинает улучшать свою работу, чтобы заставить отдел работать лучше и больше. Он чувствует личную ответственность за все, что происходит в его отделе.

По психотипу такой руководитель — исполнитель в лучшем смысле этого слова. Он получает инструкцию от вышестоящего начальства, после чего думает, как её воплотить в жизнь, как распределить задания и обязанности, но практически никогда не идет против, даже если указания неконструктивны. Поэтому «дирижер» эффективен настолько, насколько эффективно вышестоящее руководство.

Особенно эффективен «дирижер» там, где не требуется принимать быстрых решений. Например, решать ресурсно-сервисные задачи, потому что компаниям всегда нужны люди, способные достигать поставленных задач, не задавая при этом лишних вопросов о стратегии предприятия.

Не стоит сильно переживать по поводу того, что ваш руководитель является «дирижером», если вам нравится компания, в которой вы работаете, и ваш начальник. Просто прислушивайтесь к его указаниям, ведь он искренне заинтересован улучшить вашу и свою работу. При этом он вполне способен учесть ваши пожелания о том, как улучшить работу.

«Сержант»

Такой начальник в управлении отделом признает только метод кнута. При этом руководителе отдел функционирует только из-за постоянной текучки кадров. Несмотря на это, он может работать на предприятии годами, если его позиция по отношению к персоналу совпадает с позицией вышестоящего руководства. Часто авторитарно управляют люди, не удовлетворенные своей жизнью, не пользующиеся достаточным уважением в семье. Не имея возможности «строить» домашних, они отрабатывают власть на подчиненных. Кстати, руководителем-«сержантом» может быть и бывший военный, который за долгие годы службы привык к подобной форме общения.

В компаниях, производящих, например, продукты питания и распространяющих их, такие начальники далеко не редкость. Дело в том, что это конкурентный бизнес, вся структура которого направлена на результат — обеспечение компаниям товарооборота, за счет которого они и живут. Здесь нужны люди, которые могут жестко контролировать своих подчиненных при выполнении планов продаж и реализации.

Если вы работаете именно с таким начальником, то приготовьтесь быть солдатом и беспрекословно выполнять приказы. Любая попытка спора может вылиться в конфликт. В последние полгода многие компании, независимо от рода деятельности, предпочитают всем прочим руководителям «сержантов», потому что считают, что наличие у сотрудников работы во время кризиса — лучшая мотивация.

«Тренер»

Этот человек стремится научить своих сотрудников работать самостоятельно. Для него жизненно важно, чтобы те приходили к нему со своими предложениями. Одним из лучших его качеств является любовь и внимательность к людям, что позволяет «тренеру» раскрывать их способности. Такой руководитель очень эффективен благодаря именно этой способности.

Встречаются подобные руководители нечасто. В кризис компании предпочитают другой тип начальников (например, «сержантов»), поскольку им нужен немедленный результат. Например, некоторые консалтинговые компании предпочли расстаться с менеджерами, которые привыкли работать неспешно и только формируют клиентскую базу. Вместо них они наняли специалистов, уже имеющих обширные клиентские базы, которых не нужно обучать, устраивать для них тренинги и водить с собой на встречи. Если вы хотите на работе демократии и партнерства, нужно либо тщательно выбирать компанию, либо ждать, когда весь мир выйдет из кризиса, и компании снова сделают ставку на руководителей, которые могут вдохновлять.

Работать с таким человеком приятно и просто, если вы готовы учиться, совершенствовать свои знания, открыто общаться и совместно решать проблемы. Хуже всего с ними уживаются исполнители и люди, которые стремятся уклониться от выполнения служебных обязанностей.

«Транслятор»

Он не принимает практически никаких решений и просто спускает сверху приказы начальства. Он исполнитель в самом худшем смысле этого слова. Если в работе «дирижера» присутствует и анализ, и самостоятельность, то данный персонаж только слепо следует инструкциям. Как правило, он не любит общаться с коллективом и не задумывается о мотивации персонала. Он никогда не станет хорошим руководителем, потому что чем меньше связь с подчиненными, тем меньше эффективность управления.

Если руководитель выступает только транслятором идей руководства, то при ближайшем рассмотрении может выйти, что на самом деле работой руководит кто-то из работников отдела. В этом случае велика вероятность того, что «транслятор» через некоторое время просто покинет свой пост.

Лучший вариант в такой ситуации — наладить отношения с теневым лидером или стать им самому. Обсуждать что-то с «транслятором» или спорить с ним — бесполезно, ведь в этом случае он может сделать вас крайним в случае плохих показателей работы отдела.

«Покровитель»

Этот тип руководителя стремится к стабильности. Главная его задача — избежать любых перемен в своем отделе, поскольку он считает, что все и так и прекрасно устроено. При этом «покровитель» умеет договариваться с вышестоящим руководством и защищать своих людей.

«Покровитель» может быть либо рациональным, либо эмоциональным. В первом случае он защитит вас от сокращений только в том случае, если вы ценный специалист. Только тогда он будет отстаивать ваше пребывание в компании. Если вы плохо выполняете свои обязанности, вам не помогут даже приятельские отношения с ним.

Если же ваш начальник — «эмоциональный покровитель», то в вашу пользу может сыграть практически любое обстоятельство. Например, стаж работы в отделе или с руководителем, а также наличие большого кредита и кучи маленьких детей. Что конкретно — неважно, главное, чтобы он испытывал к вам расположение.

«Эмоциональному покровителю» нужно рассказывать о всех своих радостях и горестях, всячески пробуждая с его стороны сострадание. Главное — не переусердствовать с этим, ведь никому не понравится, что им манипулируют. В этом случае можете быть уверены, что вы будете последним сотрудником отдела, который попадет под сокращение.

Типы подчиненных

«Солдат»

Это безынициативный исполнитель, который делает то, что прикажут. Такие сотрудники встречаются достаточно часто. Кто-то стал «солдатом», потому что оказался в непростых экономических условиях и боится потерять работу, а кто-то просто не умеет сопротивляться давлению со стороны начальства и отстаивать свою точку зрения.

Солдаты лучше всего взаимодействуют с начальниками-«сержантами». Они идеально подходят друг другу, как ключ к замку. Авторитарным руководителям нужно, чтобы их задания выполняли без дополнительных вопросов и обсуждений, что, собственно, и обеспечивают «солдаты» ввиду особенностей своего характера и положения. Но так ведь не может быть вечно, и руководителям-«сержантам» нужно быть готовым к тому, что, когда вынужденному «солдату» экономическая ситуация позволит уйти, он начнет искать компанию, где психологический климат в коллективе будет позитивным.

«Рационализатор»

Это сотрудник, у которого всегда есть идея, как улучшить свою работу или работу отдела. Лучше всего такой сотрудник взаимодействует с руководителем-«тренером», потому что последний всегда открыт для новшеств, он придерживается демократического стиля управления.

Если же «рационализатор» захочет высказать свои идеи начальнику-«фашисту», ему следует хорошенько подумать, потому что можно спровоцировать конфликт — никаких других лидеров в команде быть не должно.

«Рационализаторы» неплохо живут под управлением «покровителя». Но тут нужно учитывать, насколько рациональны идеи и поступки сотрудника. Эмоциональный «покровитель» всегда будет за своего подчиненного, а рациональный станет выступать только за адекватные идеи, которые соответствуют стратегии развития компании, что, несомненно, важно. Прежде чем предлагать нововведения, нужно подумать, действительно ли они помогут совершить вашей компании прорыв на рынке, отвечают ли они задачам, которые были поставлены перед вашим руководителем.

«Уклонист»

Этот человек всеми силами старается избежать повышенной нагрузки. Обычно это происходит либо от лени, либо от боязни потерпеть поражение, либо от плохого отношения к компании. Такой работник всегда стремится делать минимум работы и переложить её излишек на плечи коллег.

Лучше всего «уклонисту» работается у «покровителя», особенно у эмоционального: всегда можно пожаловаться, а начальник будет слушать и кивать головой. И руководителю, и коллегам будет нелишне знать такую особенность: он не прочь сбегать вам за чаем, сходить сделать копии документов — лишь бы удержаться в коллективе и заработать дешевый авторитет. И если вы хотите получать кофе за письменный стол, то берите на себя обязанности «уклониста» или защищайте его.

«Интриган»

Этот человек всегда решает рабочие проблемы за счет своих коллег. Например, распускает слухи и сплетни или намекает на то, что коллеги якобы мало работают. В ряде случаев «интригана» приходится терпеть, особенно если он хорошо знает свое дело, а другого на горизонте не видно. Да, он много говорит не по делу, но работу свою выполняет, и уволить его практически невозможно.

Любому начальнику, будь то «сержант», «тренер» или любой другой, стоит серьезно задуматься, если «интриган» столкнет его лбами с руководителем другого отдела, поссорит между собой подчиненных. Вполне возможно, что интриган хочет сам управлять коллективом и старается подставить начальника.

«Теневой лидер»

Часто «теневым лидером» становится хороший профессионал, который не любит публичности: ему приносит удовольствие знание того, что он классный специалист, а толпы и аплодисменты вокруг для него ничего не значат. Он может озвучивать хорошие идеи, но никогда не пойдет к руководству и не будет за них бороться. Он бы хорошо сработался с «тренером» или «дирижером».

Но любому руководителю было бы неплохо дружить с «теневым лидером»: конкурента или даже врага нужно знать в лицо и держать поближе, чтобы контролировать его поведение и влияние на коллектив. Например, если руководителю необходимо сократить рабочую неделю с сохранением объемов работы, лучше всего вызвать к себе «теневого лидера» и подробно объяснить ему изменения и все свои аргументы в их пользу. В этом случае, когда в коллективе вдруг окажется кто-то недовольный нововведениями, «теневой лидер» всегда сможет успокоить его и погасить конфликт. l

При подготовке материала «Труд» консультировали:

Денис Чистяков, генеральный директор компании Pro Training, Галина Филатова, заместитель директора Центра психологической поддержки и современного психоанализа «Персона», Наталья Краснова, бизнес-директор компании «РБС — Человеческие ресурсы»