ЗАТО МЫ ДЕЛАЕМ РАКЕТЫ

Американская исследовательская компания "Глобал маркет инсайт", занимающаяся составлением рейтингов репутации развитых и развивающихся стран, в ходе опросов по всему миру выяснила: Россию, как и полвека назад, уважают за спорт и балет, за "космонавта Юрия Гагарина" и "победу во второй мировой войне", а политические и экономические успехи последних лет практически никак не отразились на российском имидже. Подавляющее большинство из 25 907 респондентов отметили, что россиян воспринимают, как "дружелюбных, приветливых и умных".

И все же с имиджем России в последнее время что-то не так. Что именно? Об этом мы беседуем с директором департамента информации и печати МИД России Михаилом Камыниным.
- Репутация нынешней России заработана в немалой степени в советские времена, - заметил дипломат. - В каком-то смысле сейчас мы этот бренд проедаем. Мы внимательно следим за тем, что пишут и думают о России за рубежом, как оценивают наше видение глобальных проблем безопасности и развития, как воспринимают наш бизнес. Не секрет, что в Москве обеспокоены ужесточением антироссийской риторики в ряде западных печатных изданий. Мы предпочли бы обстоятельный диалог по всем проблемам, в том числе и внутрироссийской политики, но лишь с доброжелательных позиций взаимного уважения, без конфронтации и грязных пиартехнологий.
- Михаил Леонидович, кому выгодна дискредитация России?
- В условиях обостряющейся борьбы за ресурсы далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной, динамично развивающейся Россией. Многие, как отметил президент Путин, хотели бы вернуть недавнее прошлое: "одни для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства и грабить людей и государство, другие - чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности".
Я скажу откровенно: немалая часть жесткой критики России там появляется из-под пера нашей оппозиции, которая в своих политических целях не гнушается порой переступать элементарные этические нормы. Откуда это странное и унизительное стремление приносить в жертву интересы своей страны ради личной выгоды?
- А что вы скажете о друзьях России? Много ли их сейчас у нас?
- Их всегда было больше, чем врагов. Все мы в этом убедились не так давно, когда большинство членов МОК проголосовало за проведение Олимпиады 2014 года в Сочи. Это важное свидетельство того, что имидж России выглядит сегодня вовсе не таким, каким его стремятся представить наши недоброжелатели. Я часто бываю за границей и, что называется, кожей ощущаю недостаток живой и правдивой информации о нашей стране. Есть непонимание, но есть и искреннее желание разобраться в том, что у нас происходит. Наша задача не "прятать голову в песок", а показать мировому сообществу реальный образ России, ее устремления, основы внутренней и внешней политики.
- Так, может быть, пора поставить вопрос о разработке государственной программы улучшения имиджа России?
- Имидж, как доходчиво выразился один из моих коллег, это не мешок картошки, который можно поднять или опустить. Это комплекс субъективных представлений о различных аспектах политики страны, о ее достижениях в области науки, культуры, спорта, наконец, о людях, ее населяющих. Нам следует активнее выходить на международные информационные площадки, оказывать целенаправленное влияние на формирование медийных потоков. МИД поддерживает российские структуры, действующие в этом направлении. Хочу особо отметить сеть зарубежного вещания "Голоса России", телеканал Russia Today. В этом году в дополнение к англоязычной запущена его арабоязычная версия, на подходе - канал на испанском. Среди наших партнеров в информационной сфере, скажем, Всемирная ассоциация русской прессы, Форум СМИ СНГ и Балтии. МИД тесно сотрудничает с почти двухтысячным корпусом иностранных журналистов, аккредитованных в Москве
Очень интересный и, я бы сказал, поучительный опыт наработан нами в использовании услуг профессиональных пиар-компаний. В 2006 году Россия принимала в Санкт-Петербурге саммит "большой восьмерки". Решая вопросы информ- и пиарсопровождения, мы впервые прибегли к услугам профильной международной компании "Кечум". Эксперимент прошел крайне удачно. Мы сейчас размышляем над перспективами дальнейшего использования услуг аналогичных фирм уже в более широком аспекте.
Мировой опыт пропагандистской работы включает в себя разные варианты. Один из них - создание системы фондов и их зарубежных представительств, которые могли бы стать мощной сетевой структурой, эффективным инструментом реализации российской информационной политики за рубежом. На международный уровень влияния пока выходит лишь Фонд Андрея Первозванного. Но один в поле не воин. Количественный и качественный прорыв, надеемся, будет обеспечен здесь общими усилиями заинтересованных неправительственных организаций, может быть, партийных структур и, конечно, российского бизнеса, чьи интересы, как показывает жизнь, нередко напрямую зависят от имиджа страны.