Торс президента
Федеральные телеканалы постепенно переходят к активной фазе подготовки к предвыборной кампании. До сих пор это был достаточно вялотекущий процесс. Он включал в себя только информационные и аналитические программы, и ничего такого вычурного. Вся хитрость заключалась лишь в том, что выпуски новостей строились на двух старых принципах, придуманных еще великим вождем советских народов в давние 1930-е. А именно: "жить стало лучше, жить стало веселее" и "враг не дремлет". Ну и плюс неизменный показ плодотворной деятельности вице-премьеров и добрых дел великороссов. Но за многие месяцы к этому джентльменскому набору все привыкли, как некогда к встречам генсека с представителями дружественных партий. То есть, по большому счету, благостные репортажи и мудрые реплики известных лиц по поводу замечательно вкусной яичницы в наших деревенских избах уже никого не колышут. И удивить зрителя сегодня может лишь один человек. Не случайно же куда больший общественный резонанс вызвала публикация его фотографий с обнаженным торсом, нежели помпезное "водружение" государственного триколора на дне морском.
Не отсюда ли слухи о том, что люди в президентской администрации недовольны пассивностью информационных служб ведущих каналов и даже готовы сменить ныне действующих начальников на более изобретательных и агрессивных? Ведь если накануне выборов тот же самый человек не удивит электорат каким-нибудь совсем неожиданным предложением, то народ проявит к избирательным урнам такое же ленивое безразличие, с каким ныне смотрит на энергичные проходы гг. Медведева и Иванова по цехам, полям и строительным площадкам.
И тот факт, что на днях на пост заместителя гендиректора Первого канала, призванного курировать освещение предстоящих выборов, назначен советник исполкома "Единой России" Андрей Писарев, говорит о многом. Новый зам. Константина Эрнста - фигура весьма красноречивая. Некогда он возглавлял "Третий канал", проводивший жесткую информационную политику под знаком возрождения русского народа. Он же, наряду с Иваном Демидовым, был одним из идеологов "Русского проекта" единороссов. Кроме того, Писарев являлся продюсером телетрансляций с самых крупных церемоний, проходивших при участии первых лиц государства. То есть его взгляды и его положение в иерархии власти кажутся понятными.
Г-н Эрнст утверждает, что "ему никто ничего не навязывал", что Писарев давно сотрудничает с каналом, и он сам, Константин Львович, сделал тому предложение занять высокий пост. Но нам в данном случае важно не это. А то, что телевидение неизбежно предпримет попытку развернуть зрителя лицом к политике. Но сделать это будет крайне трудно.
Без комплексов
Чем нас встречает новый день на телевидении? Скажем, на том же Первом? Сначала это программа "Доброе утро". Коротенькие выпуски новостей с позитивным настроем. Ведущие, одним своим видом демонстрирующие, что вот наконец-то для всех зрителей и настал самый счастливый день. А в основе всего - умопомрачительный коктейль сюжетов, направленных на домохозяек с весьма определенным кругом интересов. Подавая завтрак мужьям и чадам, готовящимся к трудовым будням, они могут узнать, как избавиться от сглаза, как быстро приготовить яблочный пирог, как правильно выбрать чистящее средство, стоит ли обращаться к гадалкам, как из подручных средств сделать настольный светильник, как отстирать кофейное пятно, что обещают на сегодняшний день астрологи. Ну и, разумеется, встреча с интересными людьми из разных сфер по случаю знаменательных дат, их собственного дня рождения или премьеры на Первом, в которой они принимают участие. За те три минуты, что отводятся на диалог, ведущий успевает задать один-два пустых, необязательных вопроса и, не дав гостю договорить, радостно сообщает о том, что следующий сюжет расскажет о правильном питании домашних питомцев на даче. Особенно жалко бывает умных людей, приглашенных в студию. Наверно, при записи-то накануне они успели сказать много интересного. А в эфир вышло только про то, как на съемках взорвался софит.
После девятичасового выпуска новостей следует программа "Малахов+". Там народный целитель учит избавляться от всевозможных хворей с помощью куриного помета и яблочной кожуры. Малахова сменяет "Модный приговор", где женщин - не моделей, не модниц, а самых обычных, рядовых - учат красиво одеваться. Приходит в студию такая вот домохозяйка бальзаковского возраста из числа зрительниц Первого, а ей предлагают кучу модной одежды. Часть она выбирает сама, часть ей подбирают дизайнеры. Дама раз за разом проходится по подиуму, а судьи решают, кто создал более удачный образ - новоявленная модель или профессионалы. Чья "коллекция" выиграет, ту и получит героиня. Симпатичная программа. Хотя, как это водится на нашем ТВ, один в один повторяет другую - "Снимите это немедленно!" на СТС. Но все равно: каждой зрительнице будет приятно узнать, что красавицей стать можно в любом возрасте, при любой комплекции и степени ухоженности. Только вот реакция наших бедных женщин, получивших роскошные вечерние платья, расстраивает: "А куда же я в них ходить-то буду?!" И правда, куда? Не мужу же с сыном завтрак в них готовить под программу "Доброе утро"...
Так, что там дальше? "Контрольная закупка", рассказывающая о правильных и неправильных сортах колбасы и стирального порошка. "Фазенда". "Лолита. Без комплексов". И так далее, вплоть до вечернего сериального блока про олигархов, бандитов и провинциалок, покоряющих столицу.
Ну а теперь представьте, как во всем этом милом контексте будут смотреться политические дебаты, "говорящие головы", декабрьские и мартовские тезисы? Вообразите, какую реакцию у граждан вызовут часами вещающие Зюганов и Жириновский, Грызлов и Миронов, Явлинский и Белых?..
За все уплочено!
Вообще нельзя не признать, что в последние годы телевидение становится все ближе к народу. Я бы специально подчеркнул - к простому народу. Всякие там интеллектуалы пусть в интернете сидят. Массовое СМИ должно принадлежать массам. Завтра стартует очередная "Фабрика звезд". Как вы думаете, кто составляет основную аудиторию этого шоу? Оказывается, 99 процентов - школьницы от 8 до 12 лет. Вообще-то удивительного тут мало. Примерно таков же основной контингент поклонников всяких там Бритни Спирс. Понятно также и то, что лет через пять девочки эти будут стоять в очередях на кастинг "Фабрики звезд" номер 15... 20... 25... И тот факт, что участников первых конкурсов в массе своей все давным-давно забыли, а к тому времени забудут и нынешних, никого смущает. Всем хочется своей "минуты славы". А как вы думаете, кто по преимуществу зрители одноименного конкурса самодеятельности, второй сезон которого также стартует на Первом?
Бедные, бедные телевизионные политтехнологи! В женское царство, в уютный домашний раек им надо в сжатые сроки внедрить слова и термины, страшно далекие от простого народа. Бедные-бедные телевизионные финансовые директора! Как смириться им с неизбежным из-за этого вторжения политики оттоком зрителя! Впрочем, чушь. За каждое политическое слово, прозвучавшее в эфире, будет заплачено сторицей. И в накладе, как всегда, останется лишь зритель.