ИСКУШЕНИЕ СЕРГЕЯ МАКОВЕЦКОГО

Актер театра и кино Сергей Маковецкий на только что завершившемся фестивале российского кино в Выборге "Окно в Европу" стал обладателем почетного приза Станислава и Андрея Ростоцких за роли в фильмах "Искушение" Сергея Ашкенази и "Русская игра" Павла Чухрая. Правда, несмотря на блистательную актерскую игру, оба фильма вызвали бурные споры как среди зрителей, так и кинокритиков. Особенно много вопросов возникло к герою Сергея Маковецкого - стареющему художнику, обуреваемому страстью к молодой девушке - возлюбленной его сына.

- Вашего героя в фильме "Искушение" любят все женщины. А собственно, за что? Ведь многие его поступки, мягко говоря, не вызывают восхищения.
- За что женщина любит мужчину - это у вас надо спросить. Но мне кажется, что моего героя-художника любят за талант, перед которым женщины особенно благоговеют. К тому же нельзя исключать, что определенная категория представительниц прекрасного пола любит приносить себя в жертву мужчине, особенно успешному по жизни, получает от этого сексуальное удовольствие. Вы готовы полностью отдаваться своему избраннику, бросаться в любовный омут с головой, растворяться в мужчине. Самое интересное, что свое самопожертвование женщины возводят в ранг особой миссии. Тогда как мужчине, в общем, не свойственно жертвовать собой ради женщины. Этим мы от вас принципиально отличаемся. Мужчине необходимо любимое дело, успех, самоотдача. И в этом своем деле он должен быть стопроцентным эгоистом. Более того, я убежден, что настоящий мужчина не подпустит женщину к делу своей жизни. Он не имеет права растворяться в любви, иначе потеряет себя. В этом эгоизме, как ни странно, состоит наше мужское спасение. Грустный парадокс: если мужчина растворится в любви, он не только потеряет себя, но и потеряет любимую женщину, ибо перестанет быть интересен для нее.
- Вы всерьез считаете, что наличие таланта может служить оправданием дурных поступков, жестокости, подлости? А ведь еще Пушкин говорил: "Гений и злодейство - две вещи несовместные".
- Мой герой, как Тригорин из чеховской "Чайки", влюбился в свою музу, в портрет, который сам нарисовал. Мне рассказывала одна актриса, у которой был феерический роман с очень известным писателем, как она находила в его пьесах свои собственные слова. И была поражена тому, что всю их интимную жизнь писатель делал достоянием читателей. Но так уж устроены мозги у художников. Очень показательный пример особого восприятия мира у творцов - визит Льва Николаевича Толстого в больницу к умирающему Чехову. Когда Толстой покинул палату, лечащий врач сказал своему пациенту: "Какие великие люди вас навещают!" На что Антон Павлович заметил: "Прослышал, что я помираю, вот и пришел". Что это - цинизм? Я так не думаю. Или, например, когда у актрисы сегодня похороны сына, а завтра она играет водевиль, нормальный человек скажет: "Боже, какая черствость!" И только одна актриса знает, что в эти два с половиной часа, пока идет спектакль, ее горе укрощено ее же профессиональной волей, но как только упадет занавес - весь ужас вернется в душу.
- Вы хотите сказать, что актеры, художники - люди особенные, что они живут по своим законам?
- Я уверен, что ни один ученый не сможет разобраться в том, что происходит с актером во время игры. Моя жена после просмотра одной научной программы заявляет: "Я должна лечь на пороге и не пускать тебя на репетиции, потому что это опасно для жизни". Якобы сердце актеров в момент эмоционального пика, по научному эксперименту, становится кроваво-черным, тогда как по норме должно быть зеленоватого цвета. По всем законам природы человек с таким цветом сердца жить не может, тогда как сам актер в этот момент пребывает на седьмом небе от счастья и абсолютно не чувствует никакой опасности.
- Вы могли бы безоглядно влюбиться в молодую девушку и ради этой любви забыть обо всем на свете?
- Меня по-прежнему охватывает глубокое чувство любви к своей жене, с которой мы вместе уже четверть века. И наша жизнь пролетела как один день, на одном дыхании. А фантазировать - мог ли влюбиться в юную барышню или нет - пустое дело. К счастью, я всегда увлечен работой, и у меня нет времени для подобного рода любовных фантазий.
- В картине Павла Чухрая "Русская игра", где вы играете карточного шулера, совсем нет любви, зато много шуток и смеха. Кстати, с юмором Гоголя (фильм снят по мотивам пьесы "Игроки") вы хорошо знакомы, причем не только в кино, но и на сцене (играли Городничего в спектакле "Ревизор"). По душе ли вам пришлась эта комедия?
- Настоящий смех - это когда из глаз брызжут слезы, а не истерический гогот, как в студии программы "Аншлаг", в которой я имел однажды несчастье присутствовать. Я тогда наблюдал, как зритель выдавливал из себя смех. Глаза при этом были тоскливые-тоскливые, эмоций ноль, а звуки веселья исходили нечеловеческие. Смех совсем иного рода я слышал во время премьеры картины Павла Чухрая "Русская игра". Правда, это был смех, по большому счету, над самими собой, над нашими национальными "родимыми пятнами". Признаюсь, мне было очень любопытно работать над ролью обаятельного шулера Швохнева еще и потому, что я пытаюсь понять - какие мы, русские люди, и в чем наше своеобразие, почему мы стали такими. Ведь мы сами погружаем себя в ту жизнь, которую имеем. Если мы станем другими, тогда у нас будут и хорошие дороги, и бесперебойное отопление, и качественное кино.
- Что значит "станем другими"? Ближе к Западу или к Востоку?
- Я постоянно твержу, что русскому человеку не надо ездить за границу. Потому что мы всех заражаем своими повадками. Смотрите, уже в Америке народ научился разбавлять бензин на заправках - у наших эмигрантов подглядели... В Европе со мной произошел любопытный случай, когда человек, которого я случайно задел, стал передо мной извиняться. Он так поступил, потому что испугался, что невольно помешал мне, иначе - зачем бы я его толкал. Как европейцы добились такого уважения друг к другу, право, не знаю. Там никогда не увидишь человека с бутылкой, как на наших улицах - бескультурье, которое я просто ненавижу. Не сочтите меня за сноба - я эту критику и к себе во многом отношу.
- Несмотря на все свои комплексы, вы очень скоро окажетесь на Венецианском кинофестивале, где будете участвовать в представлении картины Никиты Михалкова "12 разгневанных мужчин". Какие слова вы скажете западным журналистам о самой картине, о своем герое?
- Я искренне скажу им, если, разумеется, спросят, что это очень хорошее кино. Более того, в этой картине режиссер предложил новый художественный язык, новые формы. Когда я смотрел фильм "12 разгневанных мужчин", то забывал, что в нем играют мои партнеры, что играю сам. Мне казалось: передо мной живые люди, которым я сопереживал. Но самое главное, что в этой картине Никита Сергеевич поставил вопрос: "Как нам дальше сосуществовать?". И в ней же он дал ответ - нужно быть внимательнее к человеку, который находится рядом с тобой. Ну хоть чуть-чуть участливее, и тогда многие проблемы исчезнут сами собой.
- В фильме Михалкова вы играете не новую для себя роль - присяжного заседателя. Вы уже были судьей (правда, отставным) в картине Вадима Абдрашитова "Пьеса для пассажира" и достаточно почувствовали опасность и неблагодарность той профессии. А в жизни вы часто осуждаете других людей за их поступки?
- В "Пьесе для пассажира" рассказана история о двух людях, один из которых страстно хочет наказать другого - моего героя. Хотя наказывать его по сути не за что. Мой герой соблюдал закон, взяток не брал и, не поверив слезам своего будущего обидчика, вынес обвинительный приговор. А когда пришли новые времена, тот осужденный предъявил теперь уже бывшему судье свой счет. Это легко - предъявлять кому-либо счет за старое, пользуясь тем, что правила игры изменились. Легко сжигать партийные билеты, когда это стало разрешено, да еще на тебя при этом смотрят миллионы телезрителей. Но у меня такая "доблесть" уважения не вызывает. У меня вызывают уважение люди, которые совершают подобные поступки, когда это еще опасно.
- Ваш герой в новой комедии "Неваляшка" - бывший чемпион по боксу, у которого хватает мужества отказаться от денег, сохранив при этом собственную честь и истинных друзей. А вы бы не хотели участвовать в телевизионной передаче "Король ринга"?
- Я очень порадовался за своего героя, когда в нем победил азарт спортсмена, то есть борца, а не дельца. Что же касается передачи "Король ринга", то на предложение участвовать в ней я ответил категорическим отказом. Бокс есть бокс, он - только для профессионалов. Другое дело - проект Первого канала "Танцы на льду", я даже ходил на тренировки и благодаря Илюше Авербуху научился кататься на коньках. Но, к сожалению, потом оставил эту затею из-за занятости на съемках. Я понимал, что нужно отдать себя проекту полностью, и только тогда может получиться что-то стоящее.
- А вам не кажется, что из-за всей этой самодеятельности с участием артистов "не той специальности" происходит обесценивание профессии - и собственно актерской, и той, которую участники шоу на себя примеривают?
- Я полностью согласен с Сергеем Юрьевичем Юрским: актерская профессия сегодня унижена - дальше некуда. В наше время каждый человек без образования, без таланта, появившись в телевизоре, становится "звездой". Получается, что не надо мучиться над ролью, нe спать ночами, а просто достаточно засветиться в "ящике", и успех тебе обеспечен. Меня самого охватывает ужас, когда я нечаянно натыкаюсь на программу "Дом-2" и подобные ей реалити-шоу. Но мне доказывают, что у этих программ очень высокий рейтинг, что их участники собирают на гастролях целые стадионы, что это очень модно... И тогда я думаю: неужели и впрямь прав был классик, говоря, что наша публика - дура?