Точно так же на следующих буквально один за другим автобусах посетителей довезут до авиасалона от железнодорожных станций "Отдых" и "42-й км". Кстати, на пригородной железнодорожной схеме всемирно известный наукоград Жуковский не значится. До недавнего времени его вообще не было на карте Московской области. Причина - страшная секретность из-за проводившихся здесь в советское время исследовательских работ в области авиации. Теперь его рассекретили, сюда может приехать любой. Но отсутствие Жуковского в перечне станций сегодня вызывает первое столпотворение уже на Казанском вокзале возле расписания движения в пригородном зале. Те, кто прежде никогда не бывал в этом славном городе, недоумевают: "Как проехать в Жуковский?". Вспотевшие кассиры в тысячный раз терпеливо объясняют что к чему.
В Жуковском по центральной улице Гагарина в сторону аэродрома, где развернулся авиасалон МАКС-2007, со свистом промчался кортеж VIP-автомобилей. Все прилегающие улицы перекрыли регулировщики. Я спросил у тормознувшего парня на мотоцикле, не раздражают ли его такие непредвиденные остановки.
- Да не особенно, - сказал он. - Пробки рассасываются быстро. Разве что в первый день МАКСа, когда к нам приезжала свита президента Путина, стоять приходилось побольше. А так - вполне терпимо.
Засек время. Перекресток у здания горадминистрации, откуда выезжали высокие гости, "встал" всего на три минуты. Потом жизнь потекла своим чередом.
В Жуковский я приехал, чтобы разузнать, что изменилось в жизни этого сравнительно небольшого (40 тысяч населения) города в связи с проведением крупнейшего международного авиашоу. Почему-то казалось, что местные жители испытывают большие неудобства. Вроде тех, которые терпят жители центра Москвы из-за проведения Дня города. Когда туда не пойди, сюда не смей, и цена прохладительной водички взлетает до заоблачных небес. В Жуковском все оказалось, к изумлению, в точности до наоборот.
- Да мы просто молимся на этот МАКС, - сказала мне Светлана Солнцева - самая первая жительница города, с которой я разговорился сразу по приезде в Жуковский. - Отремонтированы все основные улицы, сколько новых клумб появилось! Цены? Да нет, не поднялись. Даже когда из-за авиасалона закрыли загородный, но фактически наш основной рынок. Лучше бы его совсем не было, а не на это время. Сами знаете, кто там хозяева.
Рядом с железнодорожной станцией в тени стоят машины МЧС и "скорой помощи". У начальника смены спасателей Ивана Хаустова спрашиваю, зачем они здесь.
- Чтобы помогать, - довольно хмуро отвечает он, не довольный тем, что я вывел его из полудремлющего состояния. - А все подробности - к нашему начальству. К Мособлспасу.
Врач "скорой помощи" Светлана Нефедова оказалась более любезной.
- Хотите минералки? Или чаю с мятой? - предложила.
- Хочу чаю, - не застеснялся я. - А вы это всем предлагаете или только корреспонденту "Труда"?
- Всем кому понадобится. Мы запаслись водой и чаем на случай, если у кого-то из посетителей МАКСа случится тепловой удар. Такое уже бывало. Дать попить в это время, охладить организм - первое дело. А если что-то более серьезное, отвезем в поликлинику нашего Летного НИИ имени Громова.
Особенность Жуковского в эти дни - милиционеры на каждом шагу. Жителей, как мне довелось убедиться лично, это не раздражает. В городе не увидишь ни одного пьяного, ни одного бомжа.
- У нас город культурный, - объяснил мне начальник дежурной части местной милиции Николай Гуляев.- Только людей с учеными степенями, вплоть до академика, - 1200 человек. Хотя, разумеется, все наши участковые перед выставкой обошли своих подопечных и строго предупредили: во время проведения МАКСа - никакого баловства. Дежурство несем сейчас в усиленном режиме, с 7 утра до 23 часов.
Всего же на МАКСе безопасность обеспечивает около 5 тысяч сотрудников правоохранительных органов, на случай осложнения оперативной обстановки создан резерв из 170 бойцов ОМОНа.
Несколько советов посетителям. Ни в коем случае не верьте "бомбилам", которых пруд пруди недалеко от железнодорожной станции. Мол, только мы за 2 тысячи рублей сможем вас без проблем довезти до Москвы, а в вечерние электрички просто не влезть, кошмар творится на платформах. Это не так. Электрички от "Отдыха" и "42-го километра" следуют одна за другой.
Второе. Не покупайте билетов на салон у перекупщиков. На той же станции "Отдых" имеются две точки по продаже билетов по цене 350 руб. и 100 руб. детских. В день завозится до 25 тысяч билетов. Заветные квитки можно приобрести и в городских киосках, торгующих газетами и журналами. Если не хватит, заверяют организаторы салона, напечатаем еще. Количество ограничено лишь мощностью печатного станка.
Решаете, сколько денег захватить в дорогу? Тысячи по 1,5 - 2 вполне возможно придется выложить. Если, конечно, не шиковать. Цены взвинчены неимоверно. Лишь сувенирная футболка с символикой салона - 600 рублей. Прохладительные напитки и мороженое тоже стоят как в лучших домах. Что уж говорить о скромном обеде...
И последнее. Деликатное. Постарайтесь не посещать станционные туалеты. Все впечатление от великолепия выставки будет испорчено.
ДЕСЯТЬ НАИБОЛЕЕ ПОСЕЩАЕМЫХ МЕСТ НА МАКСЕ
1. В самой южной части выставочного комплекса расположен павильон N 15, куда после демонстрационных полетов обычно приходят космонавты и летчики-испытатели. Если повезет, можно сфотографироваться с легендарными Валентиной Терешковой, Алексеем Леоновым, а также заслуженным летчиком-испытателем, Героем России N 1 Магомедом Толбоевым, летчиком-испытателем многофункционального истребителя Су-30 Романом Кондратьевым, шестикратной чемпионкой мира Светланой Капаниной. По просьбе "фанатов" они распишутся на памятных буклетах.
2. Примерно в ста метрах на восток находится большой павильон "Н", где, кроме знаменитого Б-52, выставлен новый пассажирский крейсер "Боинг-787" ("Дримлайнер"). Одним из преимуществ нового самолета является то, что он потребляет на 20 процентов меньше топлива, а его выхлопные газы менее токсичны. Американцы с удовольствием дают разъяснения всем желающим. Россиянкам абсолютно доступны американские летчики и красавцы парни в рабочих комбинезонах. Все говорят по-русски.
3. Строго на севере, в гигантском ангаре "D", разместились демонстрационные модели МиГов, "Сушек" и "Яковлевых". Детям и красивым девушкам не возбраняется посидеть на крыльях и в кабинах, подергать штурвалы. Любителям боевой авиации специалисты готовы рассказать о тактико-технических данных лайнеров. Для "чайников" приготовлены красочные буклеты, слайды и видеофильмы.
4. Прямо напротив павильона "F" расположен магазин моделей реальных самолетов ведущих стран-производителей. Стоимость "игрушек для взрослых" - от 300 рублей до трех тысяч долларов.
5. На востоке аэродромного поля в Жуковском повышенным спросом пользуется ангар без опознавательных знаков, где открыта выставка-продажа полевых биноклей, подзорных труб и приборов ночного видения. Это место примечательно длинной очередью из коллекционеров, китайцев и отставных военных. Московское КБ "Компас" представляет первый отечественный карманный спутниковый навигатор ГЛОНАСС/GPS. Он основан на электронных картах Генштаба РФ.
6. Павильон "G" (у северного входа) с раннего утра пользуется повышенным спросом у арабских и персидских клиентов в штатском. Их, как и простых российских граждан, интересуют зенитно-ракетные установки "Фаворит" (база - ЗРК С-300) и "Триумф" (база ЗРК С-400).
7. В западной части выставочного комплекса, рядом с представительством Рособоронэкспорта, особой популярностью пользуется "мемориальная" торговая палатка, где Владимир Путин и Сергей Иванов захотели купить мороженое. Как утверждают кремлевские летописцы, не обнаружив в ней продавца, президент заглянул в соседнюю палатку с хот-догами и поинтересовался: "Чем торгуете?" Не получив ответа у потерявшей дар речи продавщицы, Путин попрощался и отбыл в Москву.
8. В ангаре "Е" (на юге), где всегда полно поклонников пассажирских самолетов российского производства и нет китайцев, можно посидеть в кабине Ил-96, посмотреть на прозрачный макет новейшего Ту-204. Впервые народу показывают салон пассажирского среднемагистрального самолета "Сухой SuperJet-100".
9. На летном поле в Жуковском всегда полно народу. Ведь особая гордость МАКСа - авиашоу, которое, по общему признанию авиационных специалистов, представляет собой необычайно яркое и запоминающееся зрелище. Все дни работы выставки там демонстрируют свое искусство полета ведущие летчики-испытатели России, США, Франции, а также пилотажные группы "Русские витязи", "Стрижи", "Патруль де Франс". Впервые планируются международные соревнования по высшему пилотажу на спортивных самолетах.
10. Из-за жары огромным спросом пользуются пивные павильоны. По некоторым данным, временные кафе с нехитрой едой и прохладительными напитками посетят не менее полумиллиона человек (всего гостей на МАКСе-2007 ожидается до 600 тысяч).