ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАКСЕ?

Сегодня на продолжающем работу в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2007 ожидается рекордное нашествие зрителей - более 200 тысяч человек. Основная масса приедет на электричках с Казанского вокзала. Если кто-то предпочтет личный автотранспорт, то до Жуковского не доберется. Парковаться придется в соседнем Быкове, на территории аэропорта. Оттуда всех посетителей на постоянно курсирующих автобусах доставят бесплатно до входа на выставку.

Точно так же на следующих буквально один за другим автобусах посетителей довезут до авиасалона от железнодорожных станций "Отдых" и "42-й км". Кстати, на пригородной железнодорожной схеме всемирно известный наукоград Жуковский не значится. До недавнего времени его вообще не было на карте Московской области. Причина - страшная секретность из-за проводившихся здесь в советское время исследовательских работ в области авиации. Теперь его рассекретили, сюда может приехать любой. Но отсутствие Жуковского в перечне станций сегодня вызывает первое столпотворение уже на Казанском вокзале возле расписания движения в пригородном зале. Те, кто прежде никогда не бывал в этом славном городе, недоумевают: "Как проехать в Жуковский?". Вспотевшие кассиры в тысячный раз терпеливо объясняют что к чему.
В Жуковском по центральной улице Гагарина в сторону аэродрома, где развернулся авиасалон МАКС-2007, со свистом промчался кортеж VIP-автомобилей. Все прилегающие улицы перекрыли регулировщики. Я спросил у тормознувшего парня на мотоцикле, не раздражают ли его такие непредвиденные остановки.
- Да не особенно, - сказал он. - Пробки рассасываются быстро. Разве что в первый день МАКСа, когда к нам приезжала свита президента Путина, стоять приходилось побольше. А так - вполне терпимо.
Засек время. Перекресток у здания горадминистрации, откуда выезжали высокие гости, "встал" всего на три минуты. Потом жизнь потекла своим чередом.
В Жуковский я приехал, чтобы разузнать, что изменилось в жизни этого сравнительно небольшого (40 тысяч населения) города в связи с проведением крупнейшего международного авиашоу. Почему-то казалось, что местные жители испытывают большие неудобства. Вроде тех, которые терпят жители центра Москвы из-за проведения Дня города. Когда туда не пойди, сюда не смей, и цена прохладительной водички взлетает до заоблачных небес. В Жуковском все оказалось, к изумлению, в точности до наоборот.
- Да мы просто молимся на этот МАКС, - сказала мне Светлана Солнцева - самая первая жительница города, с которой я разговорился сразу по приезде в Жуковский. - Отремонтированы все основные улицы, сколько новых клумб появилось! Цены? Да нет, не поднялись. Даже когда из-за авиасалона закрыли загородный, но фактически наш основной рынок. Лучше бы его совсем не было, а не на это время. Сами знаете, кто там хозяева.
Рядом с железнодорожной станцией в тени стоят машины МЧС и "скорой помощи". У начальника смены спасателей Ивана Хаустова спрашиваю, зачем они здесь.
- Чтобы помогать, - довольно хмуро отвечает он, не довольный тем, что я вывел его из полудремлющего состояния. - А все подробности - к нашему начальству. К Мособлспасу.
Врач "скорой помощи" Светлана Нефедова оказалась более любезной.
- Хотите минералки? Или чаю с мятой? - предложила.
- Хочу чаю, - не застеснялся я. - А вы это всем предлагаете или только корреспонденту "Труда"?
- Всем кому понадобится. Мы запаслись водой и чаем на случай, если у кого-то из посетителей МАКСа случится тепловой удар. Такое уже бывало. Дать попить в это время, охладить организм - первое дело. А если что-то более серьезное, отвезем в поликлинику нашего Летного НИИ имени Громова.
Особенность Жуковского в эти дни - милиционеры на каждом шагу. Жителей, как мне довелось убедиться лично, это не раздражает. В городе не увидишь ни одного пьяного, ни одного бомжа.
- У нас город культурный, - объяснил мне начальник дежурной части местной милиции Николай Гуляев.- Только людей с учеными степенями, вплоть до академика, - 1200 человек. Хотя, разумеется, все наши участковые перед выставкой обошли своих подопечных и строго предупредили: во время проведения МАКСа - никакого баловства. Дежурство несем сейчас в усиленном режиме, с 7 утра до 23 часов.
Всего же на МАКСе безопасность обеспечивает около 5 тысяч сотрудников правоохранительных органов, на случай осложнения оперативной обстановки создан резерв из 170 бойцов ОМОНа.
Несколько советов посетителям. Ни в коем случае не верьте "бомбилам", которых пруд пруди недалеко от железнодорожной станции. Мол, только мы за 2 тысячи рублей сможем вас без проблем довезти до Москвы, а в вечерние электрички просто не влезть, кошмар творится на платформах. Это не так. Электрички от "Отдыха" и "42-го километра" следуют одна за другой.
Второе. Не покупайте билетов на салон у перекупщиков. На той же станции "Отдых" имеются две точки по продаже билетов по цене 350 руб. и 100 руб. детских. В день завозится до 25 тысяч билетов. Заветные квитки можно приобрести и в городских киосках, торгующих газетами и журналами. Если не хватит, заверяют организаторы салона, напечатаем еще. Количество ограничено лишь мощностью печатного станка.
Решаете, сколько денег захватить в дорогу? Тысячи по 1,5 - 2 вполне возможно придется выложить. Если, конечно, не шиковать. Цены взвинчены неимоверно. Лишь сувенирная футболка с символикой салона - 600 рублей. Прохладительные напитки и мороженое тоже стоят как в лучших домах. Что уж говорить о скромном обеде...
И последнее. Деликатное. Постарайтесь не посещать станционные туалеты. Все впечатление от великолепия выставки будет испорчено.
ДЕСЯТЬ НАИБОЛЕЕ ПОСЕЩАЕМЫХ МЕСТ НА МАКСЕ
1. В самой южной части выставочного комплекса расположен павильон N 15, куда после демонстрационных полетов обычно приходят космонавты и летчики-испытатели. Если повезет, можно сфотографироваться с легендарными Валентиной Терешковой, Алексеем Леоновым, а также заслуженным летчиком-испытателем, Героем России N 1 Магомедом Толбоевым, летчиком-испытателем многофункционального истребителя Су-30 Романом Кондратьевым, шестикратной чемпионкой мира Светланой Капаниной. По просьбе "фанатов" они распишутся на памятных буклетах.
2. Примерно в ста метрах на восток находится большой павильон "Н", где, кроме знаменитого Б-52, выставлен новый пассажирский крейсер "Боинг-787" ("Дримлайнер"). Одним из преимуществ нового самолета является то, что он потребляет на 20 процентов меньше топлива, а его выхлопные газы менее токсичны. Американцы с удовольствием дают разъяснения всем желающим. Россиянкам абсолютно доступны американские летчики и красавцы парни в рабочих комбинезонах. Все говорят по-русски.
3. Строго на севере, в гигантском ангаре "D", разместились демонстрационные модели МиГов, "Сушек" и "Яковлевых". Детям и красивым девушкам не возбраняется посидеть на крыльях и в кабинах, подергать штурвалы. Любителям боевой авиации специалисты готовы рассказать о тактико-технических данных лайнеров. Для "чайников" приготовлены красочные буклеты, слайды и видеофильмы.
4. Прямо напротив павильона "F" расположен магазин моделей реальных самолетов ведущих стран-производителей. Стоимость "игрушек для взрослых" - от 300 рублей до трех тысяч долларов.
5. На востоке аэродромного поля в Жуковском повышенным спросом пользуется ангар без опознавательных знаков, где открыта выставка-продажа полевых биноклей, подзорных труб и приборов ночного видения. Это место примечательно длинной очередью из коллекционеров, китайцев и отставных военных. Московское КБ "Компас" представляет первый отечественный карманный спутниковый навигатор ГЛОНАСС/GPS. Он основан на электронных картах Генштаба РФ.
6. Павильон "G" (у северного входа) с раннего утра пользуется повышенным спросом у арабских и персидских клиентов в штатском. Их, как и простых российских граждан, интересуют зенитно-ракетные установки "Фаворит" (база - ЗРК С-300) и "Триумф" (база ЗРК С-400).
7. В западной части выставочного комплекса, рядом с представительством Рособоронэкспорта, особой популярностью пользуется "мемориальная" торговая палатка, где Владимир Путин и Сергей Иванов захотели купить мороженое. Как утверждают кремлевские летописцы, не обнаружив в ней продавца, президент заглянул в соседнюю палатку с хот-догами и поинтересовался: "Чем торгуете?" Не получив ответа у потерявшей дар речи продавщицы, Путин попрощался и отбыл в Москву.
8. В ангаре "Е" (на юге), где всегда полно поклонников пассажирских самолетов российского производства и нет китайцев, можно посидеть в кабине Ил-96, посмотреть на прозрачный макет новейшего Ту-204. Впервые народу показывают салон пассажирского среднемагистрального самолета "Сухой SuperJet-100".
9. На летном поле в Жуковском всегда полно народу. Ведь особая гордость МАКСа - авиашоу, которое, по общему признанию авиационных специалистов, представляет собой необычайно яркое и запоминающееся зрелище. Все дни работы выставки там демонстрируют свое искусство полета ведущие летчики-испытатели России, США, Франции, а также пилотажные группы "Русские витязи", "Стрижи", "Патруль де Франс". Впервые планируются международные соревнования по высшему пилотажу на спортивных самолетах.
10. Из-за жары огромным спросом пользуются пивные павильоны. По некоторым данным, временные кафе с нехитрой едой и прохладительными напитками посетят не менее полумиллиона человек (всего гостей на МАКСе-2007 ожидается до 600 тысяч).