Так что фильм "Попса", вышедший на днях в прокат, - произведение в известном смысле пионерское. Пролагающее, так сказать, тропу, бурящее новую тематическую скважину. Сюжет для этой цели взят самый что ни на есть "попсовый" (сиречь, заезженный, избитый): юная провинциалка, вооружившись гитарой и адресом влиятельной акулы шоу-бизнеса, приезжает из Сибири в Москву. Чтобы соответственно последнюю завоевать, покорить, растоптать каблуками ботинок на толстой подошве. Она проводит в столице всего один день, который, как водится, вместит в себя жизнь. По меньшей мере жизнь современного шоу-бизнеса.
Перед юной Славкой (в ее роли дебютантка Елена Великанова - к слову, внучка неподражаемой Гелены Великановой) и соответственно перед зрителями пройдет целая череда характеров, лиц, судеб, представляющих и олицетворяющих современный шоу-бизнес. Выпавший из обоймы певец (Валерий Гаркалин), суетливый и жалкий, не способный собрать зал даже в затхлой провинции. Похотливый престарелый поэт (Всеволод Шиловский), привычно зарифмовывающий бытовую прозу жизни в бездарные вирши. Всеми забытая и свихнувшаяся на этой почве эстрадная дива (Ольга Дроздова), заканчивающая свой творческий век в психушке. Неврастеничка-певичка (Лола Милявская), нюхающая кокаин в перерывах между съемками клипа, за что ее заботливо охаживает по лицу грубой мужской ладонью муж-продюсер. Педерастического вида молодой подтанцовщик с густо подведенными глазами, который тем не менее бодро тащит юную героиню в постель. И, наконец, затянутый в кожу рок-идол Влад Бойцов, который-таки Славку (к ее вящему удовольствию) в постель затащит, но потерпит привычное фиаско: таких малолеток-старлеток у него каждый вечер слишком много, чтобы на каждую еще и возбуждаться...
Нельзя, конечно, сказать, что картина современного шоу-бизнеса нарисована в фильме розовыми красками. Тем более что упомянутая выше акула шоу-бизнеса, она же продюсер Лариса с циничной откровенностью прокламирует Славке такое вот творческое кредо: "Свою самобытность и свой талант ты можешь оставить для подземного перехода, в котором играют такие, как ты, собирая милостыню. Публике не нужны таланты. Публике нужен стандарт, усредненность, попса". И тем не менее злой пародией на нравы шоу-бизнеса фильм "Попса" тоже считать не стоит. Во-первых, знающие люди говорят, что реальный шоу-бизнес еще страшнее, еще мерзопакостнее. А во-вторых, авторам фильма удалось избежать фельетонного подхода к теме благодаря той самой акуле шоу-бизнеса, стареющей львице Ларисе, которая венчает и цементирует фильм. В этом образе есть полутона и оттенки, объем, полнота жизни.
Блистательная актриса Татьяна Васильева, в совершенстве владеющая психологическими, сатирическими, гротескными красками, давно не снималась в кино. Поэтому работает она в этом фильме в охотку - ярко, размашисто, сочно. В ее исполнении героиня получилась властная, цепкая (может отбрить любого конкурента) - и по-женски слабая. Циничная, бессердечная (гонит на аборт молодую певичку) - и временами беззащитная перед стихией собственных сердечных импульсов. Прагматичная, скупая (считает каждый потраченный рубль) - и способная на широкий жест, на вопиющее по сегодняшним временам бескорыстие. Понимая, что юную Славку можно легко "раскрутить", а, значит, "сорвать бабки", она тем не менее отправляет ее домой в Сибирь - от греха и от соблазнов столичной тусовки подальше. Авось юную душу минует чаша сия...
Так что, несмотря на заезженность, избитость основного сюжетного посыла, несмотря на то, что волею авторов на долю юной Славки жизнерадостного идиотизма выпало больше, чем смутно угадываемого таланта, кино тем не менее получилось вполне достойное. Местами уморительно смешное. Местами отчаянно грустное. Подчас по-современному жесткое. Подчас старомодно-чувствительное. Сценарист Юрий Коротков и режиссер Елена Николаева искренне убеждены, что "попса" может быть вполне качественным, культурным зрелищем, считая таковым свое собственное творение. С ними хочется даже соглашаться. Если бы при этом еще не включать телевизор с каким-нибудь 101-м выпуском "Фабрики звезд"...