Событие, которое празднует 29 августа Православная Церковь, связано с преданием об одном из
Событие, которое празднует 29 августа Православная Церковь, связано с преданием об одном из самых первых изображений Иисуса Христа. Согласно этому преданию, Авгарь, царь Едессы, никак не мог излечиться от тяжелой болезни, пока не услышал об Иисусе, исцеляющем больных одним прикосновением. Царь отправил в Иудею своего живописца Ананию, надеясь, что искусное изображение целителя тоже будет чудодейственным. Анания рисовал людей очень быстро и похоже. Но на этот раз задача оказалась для него под силу. Когда, удобно устроившись на камне неподалеку от Христа с учениками, он принялся за работу, то обнаружил, что ничего не выходит. Лицо, которое он намеревался изобразить, как будто все время менялось. Мастерство отступило перед непостижимостью Бога. И тогда Иисус, умывшись, промокнул лицо полотенцем и подал художнику. На куске ткани, подобно фотографическому снимку, запечатлелся образ Христа. Анания принес полотенце (по-славянски - "убрус") царю, тот излечился, после чего крестился вместе со всем своим народом. А убрус с нерукотворным изображением Иисуса Христа почитался как святыня, и впоследствии после многих приключений был перенесен в 944 году в Константинополь. Называется этот праздник - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Такова история полотенца, ставшего иконой. Такова история иконы, которой не касалась кисть художника.
Конечно, иконопись совсем не тождественна искусству художника. У нее совсем другая природа. Напоминает об этом и житие Алипия Печерского, память которого празднуется на следующий день, 30 августа. Это первый известный по имени древнерусский иконописец. От него не осталось работ, которые достоверно подтверждали бы его авторство. Но его наследие живо, поскольку состоит оно, как и у любого настоящего иконописца, не только в видимой, но и в невидимой сфере. Жил Алипий в XI-XII веках, был монахом Киево-Печерского монастыря, считался в ту пору самым знаменитым мастером. И, как явствует из его жития, иконопись была для него не просто ремеслом и не столько искусством, сколько духовной деятельностью, особой формой Богообщения. Он, например, обладал даром целительства, которое тоже оказывалось органически включено в его основной труд. Так, однажды Алипий исцелил прокаженного, помазав его "разноцветными вапами" (красками). Для своего монастыря он писал иконы безвозмездно. А плату за заказы со стороны, от которых отбоя не было, делил всегда на три части - на иконы, на милостыню и "на потребу тела своего".