НЕЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ
255 лет назад родился Антонио Сальери, выдающийся композитор, автор четырех десятков опер, талантливый дирижер и музыкальный педагог, среди многочисленных учеников которого Бетховен и Шуберт.
Уже без малого два века Антонио Сальери если и вспоминают, то прежде всего как завистника славы гениального Моцарта и как его отравителя. Каким образом возникло и утвердилось это обвинение?
Последние годы жизни композитора были омрачены тяжким физическим недугом. Во время одного из припадков он в бреду обвинил себя в отравлении Моцарта. Выражаясь юридическим языком, имел место бессознательный самооговор. Но даже в суде это непросто доказать, а что уж говорить об общественном приговоре.
Никто не спорит, Моцарт и Сальери состояли в довольно сложных отношениях, но под конец они заметно улучшились. В классической биографии Моцарта, принадлежащей перу Аберта, говорится, что Сальери был "человек добродушный, благожелательный, всегда готовый к благодеянию". Сторонники полный реабилитации Сальери недавно доказали, что большой любитель покушать Моцарт стал жертвой слабо прожаренных котлет.
Известно, что заслужить плохую репутацию легче, чем опровергнуть ее. Порой и двухсот лет недостаточно. Ибо замечено, что оправдание никогда не распространяется так стремительно и так основательно, как злословие.
ДОКТОР СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
155 лет назад на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез хоронили Оноре де Бальзака. В своем вдохновенном надгробном слове Виктор Гюго высказался в том духе, что "все его книги образуют одну книгу, живую, блистательную, глубокую, где живет и движется страшная, жуткая и вместе с тем реальная наша современность". Бальзак сам себя называл "доктором социальных наук". А с доктором медицины его роднит то, что в своем грандиозном творении под никогда не устареющим названием "Человеческая комедия" он проявил себя блестящим диагностом. Работая по 12-14 часов в сутки, Бальзак неустанно претворял свой фантастический замысел: 96 связанных между собой произведений, свыше двух тысяч персонажей, широчайший охват действительности - таково главное литературное наследие великого писателя.
К сожалению, сегодня пользуется оно невеликим спросом. А зря. Заглядывая в бальзаковскую эпопею полуторавековой давности, много интересного можно вычитать про нашу современную реальность.