САС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Любые возрастные критерии неприменимы к этому, кажется, совершенно не меняющемуся внешне человеку, очень похожему на маленького гнома. Так, как сегодня, он выглядел и десять, и двадцать лет назад. Только голова стала седой.

Но шалопайство, склонность к дуракавалянию, генетически заложенные в нем, с годами проявляются такими же неожиданными поступками, как и прежде. Возраст не добавил ему размеренной солидности. Сергей Александрович Соловьев, САС (именно так называлась когда-то его авторская телепрограмма, которую он собирается возрождать), к счастью для себя и для своих зрителей, умудрился сохранить мальчишескую непосредственность. Как когда-то, в свои семнадцать, он радовался хорошей книге или хорошему фильму, так продолжает это делать по сей день.
Вот и я не избежал соблазна начать заметку с рассуждений о соловьевском возрасте. Оправдывает меня, видимо, то обстоятельство, что сегодняшний юбиляр и сам тему возраста, взросления, житейского опыта или его отсутствия считает едва ли не самой важной в своем творчестве. Человек, снявший "Сто дней после детства" и "Нежный возраст", режиссер, первым понявший и оценивший культуру поколения, считавшегося потерянным, учитель, который не стесняется с радостью учиться у своих учеников, САС часто был переводчиком, транслируя юношеский взгляд на меняющийся мир. Он, пожалуй, не был педагогом, воспитателем в скучно-традиционном понимании этого слова. Ни на кого из своих героев никогда не смотрел свысока. И всякий раз удивлялся их "нинакогонепохожести". Он не боялся просто раскрасить экран яркими красками и назвать это "снами Бананана" в фильме "Асса". Или насытить саундтрек своих картин странной и даже страшной по тем временам мелодикой разрушительного рока, в которой расслышал созидательное начало.
Соловьев и сегодня, экранизируя "Анну Каренину", возможно, "озвучит" ее музыкой Курехина и Земфиры. Он абсолютно уверен, что более близких понятий, чем классика и андерграунд, не существует, и собственным опытом утверждает это. Когда-то Соловьев снял дипломную работу, установив скрытую камеру в Эрмитаже и склеив крупные планы людей у леонардовской "Мадонны Литты". Это было невероятно просто и поразительно мудро. А дальше он умудрялся органично соединять классические и авангардные начала, сделав этот странный набор своим фирменным стилем. Он экранизировал Пушкина, Чехова, Горького, и всякий раз результат получался не каноническим. САС никогда не выворачивал первоисточник наизнанку, но неизменно добивался от классического текста современного звучания. Он искал идеи, ради которых стоит всякий раз перечитывать эти великие книжки и находить в них что-то важное для себя и для всех нас.
Ему по-прежнему интересно жить. И это главное достижение сегодняшнего юбиляра в эпоху массовых разочарований. Соловьев берется за новые проекты, придумывает свой кинофестиваль, учит и учится. Соловьев - человек-аттракцион, если вспомнить, что именно этим словом экранные классики определяли когда-то музу кинематографа...