ВЛАДИМИР ПУТИН: ВОССТАНОВИМ И АРМИЮ, И ФЛОТ, И ГОСУДАРСТВО

Трагедия с гибелью экипажа атомного ракетного подводного крейсера "Курск" завершилась так, как и должно в приличном обществе: министр обороны России маршал Игорь Сергеев, главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Куроедов и командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов положили на рабочий стол президента Владимира Путина рапорты об отставке.

Детальный анализ причин катастрофы еще впереди, но глава военного ведомства и его флотоводцы, как можно полагать, уже признают, что немалая часть вины лежит и на них. Шаг честный, хотя он сам по себе мало что может изменить. Поэтому президент, как заявил он вчера по Российскому телевидению, не склонен к скоропалительным кадровым "выводам" и намерен без эмоциональных перехлестов дождаться выводов экспертов.
Знаю, что на Северном флоте, по крайней мере в отношении адмирала Попова, это решение В.Путина встретит понимание и поддержку. Командующий Северным флотом - один из наиболее опытных наших подводников, которых в России осталось наперечет. Лодки-то теперь больше стоят у причалов, чем выходят в океан. Тот же командир погибшего атомного крейсера "Курск" капитан 1 ранга Геннадий Лячин к своим сорока пяти годам имел за плечами всего одно автономное плавание. Лет десять назад такое с командирами атомоходов и представить себе было невозможно. Выходит, адмирала Попова на его посту - даже будь такое желание - достойно заменить трудно.
Наверное, действительно виноваты руководители армии и флота в том, что недостаточно остро и полно информировали президента о бедствиях своих полков и кораблей. Признался же перед телекамерой Владимир Владимирович: слишком многое в дни катастрофы "Курска" оказалось для него страшным откровением - относительно ситуации на флоте.
Могли ли Сергеев и его адмиралы сами кардинально поменять все к лучшему? Они не волшебники. Что, скажите, можно сделать с Вооруженными силами России прямо сейчас, в условиях, когда, к примеру, на долю нашей страны приходится чуть ли не половина накопленных на планете ядерных боезарядов, а доля в совокупных мировых военных расходах - всего 1,7 процента? Такие гигантские "ножницы" никому не под силу быстро ликвидировать. Теперь годы нужны, чтобы устранить последствия развала, который обрушил на дно и "Курск", если, понятное дело, государство и в самом деле сумеет поднять с колен экономику, найдет достойные деньги и для военных. По мнению специалистов, в необходимых объемах такого не случится раньше 2010 года. Только тогда (в лучшем случае) мы сможем получить армию, о которой сказал вчера президент Путин: компактную, но вполне современную и хорошо оплачиваемую. Обнадеживает заявление президента о необходимости сдвинуть наконец с места военную реформу, разговор о которой "у нас длится уже сколько - по минимуму 8 лет, а то, может, и 10...
Без поддержки общества одной власти не под силу поднять нашу оборону. На словах (и в эмоциях) тут сейчас единство невиданное. В связи с аварией атомного крейсера, кажется, все мало-мальски заметные политики поспешили высказать слова поддержки армии. Легко прогнозируемые осенние попытки генералов приподнять планку финансирования оборонных расходов на 2001 год, скорее всего, будут встречены в Федеральном Собрании едва ли не аплодисментами. Другое дело - насколько искренен, не конъюнктурен этот порыв. Кое-кому президент Путин вчера публично "выставил черную метку". За горькими словами Владимира Владимировича о тех, кто длительное время способствовал "развалу армии, флота и государства", а теперь раздувает политические жабры и собрал миллион семьям погибших подводников угадывается не только хорошо известный олигарх.... Предложение же Путина этим неназванным "защитникам" моряков продать свои виллы на Средиземноморском побережье Франции и Испании, заодно объяснив, почему недвижимость записана на подставные фамилии и на юридические фирмы, - это, похоже, отмашка прокурорам: делайте свое дело.
Упрек президента в политическом лицемерии может, видимо, быть адресован и некоторым коллегам-журналистам, "поработавшим" на то, чтобы армия, воинская служба утратили окончательно почет и престиж...
"События такого рода (как катастрофа подводной лодки "Курск". - С.И.) должны не разъединять - объединять общество, объединять народ. Уверен, что вместе мы... восстановим и армию, и флот, и государство". Так говорит президент. Что ж, жизнь продолжается и после того, как "Курск" оказался на дне.