ВЫШЕЛ ЗАЙЧИК ПОГУЛЯТЬ

Они скачут через турникеты в метро, автобусах и электричках, бегают от водителей и контролеров, а при встрече с ними притворяются бедными и больными. Зайцы на транспорте изобретают сотни уловок, чтобы не потратиться в дороге и уйти от "охотников". Корреспондент "Труда" изучал хитрости безбилетного проезда и примерял на себя шкуру безбилетного пассажира.

Прежде чем пускаться в халявный путь, я решила провести небольшой соцопрос на своей автобусной остановке. Оказалось, что почти у всех ожидающих хоть раз в жизни отрастали "заячьи" уши.
- А что делать, если за проезд дерут 25 рублей! Каждый раз платить денег не хватит, - высказалась приличная женщина с сумками.
Когда автобус подъехал, большая часть пассажиров направилась к передней двери, где теперь установлены турникеты. Дама с авоськами сначала не тронулась с места. Но когда водитель, запустив почти всех в первую дверь, открыл другие две для выходящих, она ловко юркнула в автобус. Таким трюком чаще всего пользуются наземные зайцы - после того, как для борьбы с ними придумали турникеты.
- Автоматическая система контроля пассажиров (АСКП) полностью внедрена на наземном транспорте с апреля 2006 года, - рассказала пресс-секретарь ГУП "Мосгортранс" Татьяна Жукова. - Она оправдала себя и с экономической стороны. Продажи билетов увеличились на 52%. То есть безбилетных пассажиров стало намного меньше. Хотя некоторые научились обходить и новую систему контроля.
К примеру, турникет можно перепрыгнуть или пролезть под ним. Мне, в силу роста, больше подошел второй вариант. Это гимнастическое упражнение я проделала прямо под окошком водителя, не проявившего никакой реакции.
- Он пока билеты продает, ему не до зайцев, - студент Костя тоже попал в автобус бесплатно. - Иногда попадаются, правда, принципиальные. Замечают, даже если в заднюю дверь заходишь, останавливают транспорт, сами выходят в салон. Ко мне так одна водительница прицепилась. Пришла, стала кричать: "Где тут заяц?" Я, конечно, сижу, не откликаюсь. Так пока она так стояла минуты три, в другие двери куча народу прошла бесплатно.
Новейшей автоматике кое-где помогают и контролеры. От них не спрячешься, но пойманный заяц может пустить в ход слезливые глаза или откровенное хамство. Большинство безбилетников просто высаживают. Реже выписывается штраф всего 100 рублей.
- Причем на квитанции не всегда ставят дату, - продолжает Костя. - Поэтому можно ее сохранить, потом показывать другим контролерам - мол, уже заплатил. И спокойно по ней ездить.
Добравшись на бесплатном автобусе до станции пригородных поездов, я и тут наблюдала скачки через турникеты. Стоящий рядом охранник на праздник халявы также не реагировал. Не останавливала зайцев и перспектива встречи с контролерами, которые уж в электричках проверяют почти всегда. Но их бдительность тоже можно легко обмануть.
- Можно притворяться спящим, будить они не будут, - рассказал мне другой безбилетный попутчик Денис. - Однажды я для смеха встал в вагоне и начал продавать ручки. У торговцев в электричках билеты тоже почему-то не спрашивают. А еще как-то один парень со мной поделился оригинальным опытом: каждый раз, когда у него спрашивают билет, он просто отвечает: "Я с вами". И они сразу отходят. В чем секрет этой магической фразы, он и сам не знал, но это всегда действовало безотказно.
Самые азартные предпочитают уходить от охоты короткими перебежками - из вагона в вагон. Почуяв приближение контролера, зайцы сбиваются в кучу в тамбуре. А на станции всей толпой несутся в предыдущий, уже проверенный вагон. Я с успехом присоединилась к этой компании.
- А если контролер вернется? - отдышавшись, спросила одного из коллег.
- Такое редко бывает, - ответил мужчина. - Меня пару раз так преследовали. Но максимум через три вагона им это надоедает. А кроме того, я всегда могу закрыть дверь между вагонами своим ключом. Я его специально сделал из куска арматуры...
Страсть к халяве толкает на риск и развивает народные промыслы. И после всего этого безбилетный проезд в метро становится прямо неинтересным. Тут либо те же скачки через турникеты, либо "двойной проход", возможный, кстати, и в других видах транспорта. Когда заяц садится на хвост обилеченному пассажиру и проходит вслед за ним. Опять же без всяких нареканий со стороны дежурной. Вообще оказалось, что равнодушие контролирующего персонала часто способствует заячьему разгулу, и большинство уклоняется от проезда отнюдь не из бедности. Для многих это становится средством приятной экономии, видом спорта или делом принципа.
- Для меня бесплатная езда - это своего рода философия, принцип, - рассказал мой знакомый безбилетник Костя. - В электричках дико завышают цены на проезд, а они все равно грязные и старые. В метро то же самое - платишь все больше за давку и духоту. Да и зачем, когда можно проехать так и сэкономить минимум тысячу рублей в месяц.