ОТЧИЗНА МАНИТ, НО...

В Калининградском центре временного пребывания для соотечественников, решивших вернуться на историческую Родину, гулкая тишина. Бывшие казармы авиационного полка имени Покрышкина (а еще раньше - элитных частей Люфтваффе), предназначенные теперь для переселенцев, осваивает лишь одна семья, да и та здесь на птичьих правах. Рассказывая свою историю, Олег Токунов, бывший житель Ташкента, постоянно перебивает сам себя, повторяя рефреном одну фразу: "Мы не трутни!"

Олег - мастер по пуску-наладке прачечного оборудования, его жена Татьяна и 13-летний сын Роман - работящие люди. Вот только с паспортом у них проблема - они граждане Узбекистана, уже 5 лет пытающиеся получить российское гражданство. Выехали из Ташкента в 2002 году большой семьей, но дочь, зять, двое внуков осели в Тольятти, тоже, впрочем, в качестве иностранцев.
Услышав о том, что Калининград вошел в государственную программу по возвращению бывших соотечественников, Токуновы поехали сюда. Но по правилам программы они должны были по месту жительства оформить заявку на участие в госпрограмме, а уж потом двигаться с места. Ехать снова в Ташкент недешево. Токуновы и так платят на каждом шагу.
- Медкомиссия обошлась нам в 16 тысяч рублей, госпошлина - 3 тысячи, - рассказывает Токунов, - за разрешение на работу тоже пришлось платить.
Но самым разорительным было снять жилье в Калининграде. С трех человек владелица "хрущобной" квартиры запросила 11 тысяч рублей... В общем, Токуновы уже ночевали в подъезде, когда узнали, что губернатор Георгий Боос ждет вопросов на "прямой линии" в одной из местных газет.
- Мой звонок был первым на "прямой линии" с губернатором, - рассказывает Олег Токунов, - и спасибо Боосу, нас сразу же поселили в центре временного пребывания.
Теперь у них в запасе три месяца бесплатного проживания в этом центре, а перспектив никаких, хотя все трое уже нашли работу. У Токуновых даже нет статуса переселенцев. Абсолютно бесправные люди.
- У меня 28 ответов от самых высоких чиновников страны, - показывает свой архив Токунов. - В каждом из них - отказ. А за спиной больше нет Родины. За Калининградом - граница. Как нам быть?
Он одновременно и бодрится, и унывает. Больше всего боится обидеть кого-нибудь из чиновников, от которых так зависим, и поэтому не очень-то общается с журналистами.
Те первые несколько переселенцев, которые месяц назад приехали в Калининград из Латвии, уже уехали улаживать свои дела в Риге. Они быстро привыкли давать интервью. А Токуновы живут здесь три месяца, но пресса о них молчит. Я приехала к ним в воскресенье, без сопровождения чиновников, и застала, можно сказать, врасплох... Токунов то и дело с благодарностью поминает Георгия Бооса. "Мы за него Богу молимся"...
А пока новенький с иголочки переселенческий центр, рассчитанный более чем на 500 переселенцев, пустует. Это в то время, когда в Калининград просто рвутся бывшие соотечественники со всего мира, даже, не поверите, из Новой Зеландии. Русские хотят жить в России - что же тут удивительного? Даже пока я беседовала с Олегом Токуновым, в центр наведалась семейная чета из Германии. Хотят узнать условия переселения. Пять тысяч русских немцев уже заявили о желании поселиться именно в Калининградской области, а триста человек из ФРГ даже подали заявки на участие в программе возвращения соотечественников. Правда, заявки лежат в так называемых общинах. МИД все еще не готов принимать их документы.
А вот Калининград вроде бы готов принять, он первым из 12 регионов разработал и защитил в правительстве программу поддержки "возвращенцев", встретил первую группу переселенцев. Планируется обустроить в регионе 300 тысяч человек. Уже в этом году рассчитывали принять первые 10 тысяч, но пустой переселенческий центр красноречиво свидетельствует о сбоях государственной программы.
Встретить-то репатриантов тут могут. Да вот что им предложить? Конечно, самые популярные у работодателей, как и везде, квалифицированные рабочие. Но если мы хотим получить представление не об обещаниях чиновников, а о реальном положении дел, то давайте откроем газету с объявлениями о приеме на работу. Читаю: "требуется повар-кондитер на работу в ночную смену, зарплата 7500 рублей". В лучшем случае работник, которого ждут на калининградских предприятиях, сможет получить 10 тысяч рублей. Едва ли бывшие соотечественники откажутся от немецкого пособия по безработице ради такой зарплаты. Это, заметим, при том, что снять жилье на одного человека стоит не меньше 8 тысяч. О "доступном жилье" умолчу, оно в Калининграде более недоступно, чем где бы то ни было, - местная специфика.
Еще один вроде бы бесспорный тезис чиновников: экономике анклава нужны рабочие руки. Тогда почему здесь только официальных безработных 120 тысяч? Понятно, что реальная цифра больше. Причина на поверхности - люди не желают продавать свой труд за унизительно низкую зарплату.
- Многие из граждан ФРГ, желающих приехать в нашу область, ориентированы на работу на селе, хотят стать фермерами, - сказал "Труду" заместитель министра по развитию территорий Калининградской области Александр Штурбабин. - У нас много пустующей земли, пусть обрабатывают.
Идея-то хорошая, но трудновыполнимая даже для местных фермеров. Свободных земель в области нет, хотя большая часть земельных угодий действительно не обрабатывается, не используется, зарастает сорняком. Они скуплены несколькими крупными "латифундистами", которые не торопятся пускать свои площади в сельскохозяйственный оборот. Областное правительство пытается заставить хозяев пахать и сеять на этой земле. Но у владельцев пока, видимо, другие планы.