Если провести мысленную рокировку, поменяв приехавшего мириться Владимира Воронина на Роберта Кочаряна, то получится принципиально новая конфигурация внутри СНГ. Есть проблемная "тройка". Украина, не подписавшая Устав СНГ и ходящая в "ассоциированных" членах. Обиженная тянущимися второе десятилетие внутренними раздорами и общим "нестроением" Грузия. И гордящаяся своими румынскими корнями Молдавия. Есть идущая своим путем под знаменем "Рухнамы" гордая и независимая Туркмения. И есть "восьмерка", где тон задают интеграторы, в частности поборник евразийства, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, предложивший на этот раз провести в СНГ перестройку.
Попрекнув крестных отцов СНГ - Бурбулиса, Шахрая и Козырева - в том, что они задали Содружеству неверный вектор развития, казахстанский лидер выделил пять опорных столбов, на которых должно строиться подлинное взаимодействие, - "миграционная политика, транспортная, образовательная система, вопросы с вызовами сегодняшнего дня и гуманитарная проблема". Коллеги дополнили список еще двумя железобетонными опорами: согласованные подходы "в международных вопросах и общее пространство, касающееся оборонной политики".
Нурсултан Назарбаев признал, что в нынешнем виде СНГ мало кого устраивает, тем более что "из принятых за все время его существования 1600 документов работает около 10 процентов". Для повышения эффективности Содружества он предложил договариваться до стадии консенсуса и при этом сделать решения обязательными для всех.
Слово "консенсус" само по себе хорошее, о чем крепко помним с горбачевской перестройки. Но удастся ли в обозримом будущем привести к общему знаменателю, скажем, позиции Баку и Еревана по Нагорному Карабаху? Да и другие местные элиты, вкусившие сладкие плоды суверенитета, едва ли захотят брать на себя лишние обязательства. Если только это не будет щедро проплачено российскими нефтью и газом.
В любом случае Содружество уже не лежит на боку. Этому способствует и заметное экономическое и геополитическое укрепление ее стержня - России, полноправного клубного члена "большой восьмерки", что было подтверждено на петербургском саммите. К тому же Россия в партнерстве с Казахстаном (седьмое место по разведанным запасам нефти) начинает весьма прагматично выстраивать такую схему энергетической безопасности, которая будет множить не только клиентов - потребителей энергоресурсов, но и потенциальных союзников и, не будем бояться, даже друзей. Для стран "малой восьмерки" - это весомый довод в пользу того, чтобы держаться вместе под крышей СНГ.