- По-прежнему свозите к себе лучших невест со всей страны?
- Ну что вы! Это - наши шуяночки! - гордо ответствовал он. - А с той, советской, практикой мы давно покончили. Теперь опираемся только на своих - выпускников местного профессионального училища и индустриального техникума. Они готовят для нас ткачей, раклистов, электриков, наладчиков оборудования. Ну и, конечно, берем с соседних фабрик, там большие сокращения из-за падения производства.
В ткацком цехе комбината с высоченными потолками ровно стучат современные станки. Между рядами неспешно передвигаются ткачихи. И мне сразу вспоминаются слова генерального директора предприятия Виктора Богаделина: "До сих пор бытует мнение, что якобы за смену ткачиха проходит не менее 30 километров. Но это же позор руководству и наладчикам такой фабрики. Значит, они не сумели настроить оборудование так, чтобы оно работало как часы. Наши ткачихи таких марафонских расстояний не преодолевают, потому что труд организован нормально".
Один сегодня недостаток в ткацком цехе - шумно. Здесь не поговоришь. Потому сопровождающая меня по комбинату молодой специалист Ирина Иванова предлагает поговорить с рабочими в граверной мастерской, печатном или контрольно-складальном цехе. А по дороге рассказывает, как она, человек с высшим физико-математическим образованием, оказалась на текстильном предприятии:
- Хотя наш городок - действительно край ситца, работа на ткацких и прядильных фабриках никогда не считалась престижной. В цехах шумно, пыльно, жарко. Вот и свозили в Шую девчонок едва ли не со всего Советского Союза. Текучка была постоянной. А местные девчонки шли туда, где полегче. Я оказалась в музее. Два года занималась там программированием. И вдруг мне предлагают перейти на "Шуйские ситцы" и заняться созданием сайта этого предприятия. Первые же дни работы здесь буквально меня поразили - современное оборудование, полная компьютеризация, обилие молодежи...
Контрольно-складальный цех поражает радугой красок. По всему огромному помещению от пола к самому потолку бегут многочисленные ручейки тканей разных расцветок. В цехе много молодежи. Знакомлюсь с контролером Мариной Смирновой. Обаятельная и веселая, за плечами - профессиональное училище и университет.
- Почему с высшим образованием занимаю рабочую должность? - переспрашивает Марина. - Потому что в детском садике, где раньше работала, получала зарплату ниже прожиточного минимума. А здесь у меня две с половиной тысячи выходит, а иногда и больше, работа-то у нас сдельная. Ежеквартально - премиальные, каждый год 13-я и 14-я зарплата. Есть медпункт, культурный центр, магазин, пионерский лагерь, подсобное хозяйство...
- У нас на особом учете все, у кого высшее образование, - говорит мастер Марина Крутова. - Мы следим за их профессиональным ростом, наиболее способные получают повышенные разряды, есть возможность занять престижную должность.
Сама Марина Крутова на "Шуйские ситцы" пришла после профессионального училища. Потом по направлению предприятия окончила химико-технологический институт.
Доля молодых квалифицированных работников на обследуемых предприятиях области составляет менее 23 процентов. В дальнейшем это может привести к проблемам: кто же заменит выходящих на пенсию квалифицированных работников?
Контрольно-складальный цех - настоящее девичье царство. Потому интересуюсь проблемой замужества. Мои собеседницы улыбаются и загадочно кивают на соседний цех: "Там любого жениха найти можно".
Печатный цех действительно полная противоположность контрольно-складальному. Здесь 108 мужиков. А вот мастер у них - женщина. Елена Пименова охотно вступает в разговор:
- У нас очень много семейных пар и даже текстильных династий. Так уж исторически сложилось. Трудовые традиции передаются из семьи в семью. Вот лишь один пример. В нашем цехе есть раклист Иван Королев, его жена Лариса - контролер качества. А год назад пришла на комбинат и их дочка. Родители Королевых-старших тоже были текстильщиками.
Мастер знакомит меня с Андреем Анисимовым:
- Я из Шуи, поэтому после окончания института в Иванове вернулся домой и пришел на "Шуйские ситцы". Почему именно сюда? Потому что это единственное в городе текстильное предприятие, где есть перспектива роста. Зарплата - до 5 тысяч рублей в месяц. По меркам Шуи - весьма приличный заработок. Это притягивает молодежь. У нас устанавливают новое оборудование, его интересно осваивать. Только в прошлом году смонтированы и пущены в эксплуатацию 73 новые машины.
Более 60 процентов текстильных предприятий области отнесено к числу бесперспективных. И только на 15 предприятиях большая часть работников положительно оценила свое будущее.
Мое пребывание на предприятии заканчивается беседой в кабинете генерального директора. Задаю Виктору Богаделину вопрос: "Отличается ли ткачиха 1980 годов от сегодняшней?"
- Отличается, и весьма существенно, - не раздумывая говорит Богаделин. - В 80-х ткачихи были гегемоном. Все считали, что вокруг них все должны крутиться. За счет оборотных средств предприятия им устанавливали высокие зарплаты. Это было заигрывание с рабочим классом. А чем закончилось? Оборотные средства проели, ни сырья купить, ни оборудования обновить. Вот и начали предприятия разваливаться.
Сегодня приоритеты сменились. Принимая на работу молодого человека, мы называем ему свои условия, в том числе уровень оплаты труда, социальные гарантии, объясняем правила внутреннего распорядка. Новички обязуются добросовестно работать. Это наше соглашение, условия которого закреплены в коллективном договоре. Обе стороны должны его четко выполнять. Вместе с тем и сегодня мы не отказались от лучших традиций советского периода. Возобновили, например, конкурсы профессионального мастерства. Победители поощряются морально и материально. Недавно по инициативе профсоюзного комитета на комбинате создан молодежный совет, который будет "лоббировать" в администрации интересы своих сверстников.
- В новый коллективный договор мы впервые после долгого перерыва внесли пункт о наставничестве, о развитии у каждого молодого рабочего стимула к повышению своего образовательного и профессионального уровня, - добавляет председатель профсоюзного комитета Валерий Челноков. - А как иначе, если предприятие работает на перспективу и думает о том, кто будет в недалеком будущем стоять у станков и машин.
По предварительным данным, в текущем году в Ивановской области предполагается сократить 3 тысячи работников текстильных предприятий. Отряд безработных в области уже составляет 37 тысяч человек.
На этом фоне опыт комбината "Шуйские ситцы" становится особо значимым. Он опровергает доводы тех, кто считает, что текстильная отрасль убыточна и спасать ее незачем. Здесь не декларируют, а на деле доказывают право каждого молодого человека на труд.