По закону этим правом будут обладать все, кто в силу религиозных или иных убеждений не может надеть военную форму. Пацифистов отправят в гражданские учреждения - больницы, подразделения МЧС. А некоторые получат реальный шанс отдать долг Родине на полярных станциях. Как рассказал Виктор Кожушко, в Министерство обороны поступила заявка от Гидрометцентра - на пунктах наблюдения, находящихся за Полярным кругом, острая нужда в кадрах.
Что же ожидает тех призывников, которые предпочтут гражданскую альтернативу военной службе? Для начала им необходимо будет доказать то, что они действительно не могут брать в руки оружие. Тут-то и поджидают проблемы. О процедуре этого доказательства ничего не известно. Как сообщил "Труду" Виктор Кожушко, у Министерства обороны нет специалистов-психологов, которые могли бы тестировать потенциальных альтернативщиков. Он, правда, рассказал, что с родственниками, знакомыми и даже друзьями призывников проведут беседы. Военные таким образом попытаются выяснить, действительно ли парень пацифист, или просто пытается "откосить". Такая система существует якобы в Германии, а именно на немецкий опыт ориентировалось Министерство обороны России, разрабатывая закон.
Дальше альтернативщики будут распределяться по регионам так же, как и обычные солдаты, - по экстерриториальному принципу. То есть служить в больнице рядом с домом не получится - придется собирать вещи и ехать куда пошлют. По месту службы каждому предоставят общежитие.
Три года назад, когда впервые серьезно встал вопрос о реализации положения Конституции страны, дающей право на альтернативную службу, вокруг этого закона было сломано немало копий. Камнем преткновения оказался срок "альтернативки". Многочисленные политические партии и правозащитные организации (в их числе СПС, Союз солдатских матерей) требовали приравнять срок альтернативной службы к сроку солдатской. Однако такая позиция не нашла одобрения в Министерстве обороны. Военные справедливо опасались, что в случае принятия закона в этом варианте в армии со временем некому будет служить. По мнению специалистов военного ведомства, разработавших свой вариант правового акта, "альтернативку" следовало бы увеличить как минимум вдвое по сравнению с обычной службой. Такая позиция мотивировалась тем, что солдаты по призыву находятся в строю практически круглые сутки, в то время как альтернативщики получат все преимущества "гражданки" - восьмичасовой рабочий день и выходные.
В конце концов найдена золотая середина - три с половиной года, которая более или менее устроила стороны. Что и зафиксировано в принятом законе.
Однако баталии вокруг этого правого акта не окончены. Как заявил председатель Комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников, "работа по осуществлению конституционного права на альтернативную гражданскую службу призывников, которые по религиозным или иным убеждениям не могут проходить службу в Вооруженных силах, отнюдь не закончена". Скорее всего, новые поправки в закон будут внесены в первые дни осенней сессии работы парламента.