Догадываюсь, что многие читатели хотят узнать, в чем же состоят несравненные достоинства передачи-рекордсмена. Вынужден отметить, что это - заурядное ток-шоу, почти зеркально, только, пожалуй, в удешевленном варианте, повторяющее "Большую стирку" (ОРТ). Создатели последней, если б они удосужились в свое время оформить авторское свидетельство, вполне могли бы подать на коллег в суд по факту плагиата. То же полосканье грязного белья на глазах у присутствующей в студии публики, те же вызовы на сцену одного за другим участников скандальных событий, тот же эпатирующий набор тем, выходящих за пределы принятых пока еще приличий.
Впрочем, темы в "Окнах", пожалуй, выглядят даже покруче, нежели в "Большой стирке". Если там в постель к человеку телевизионщики залезают через раз, то тут - в каждом выпуске программы зрителям предлагается подобная "экскурсия". А то и не одна - ведь передача состоит обычно из трех сюжетов, и редкий из них обходится без "половухи". В эфире смакуются интимные детали и подробности, которые я не стану здесь пересказывать. Зрители, находящиеся в студии, как и главные "герои", не стесняются откровенных выражений и проявлений своих эмоций. Подчас - весьма бурных. Недаром в первом ряду сидят двое внушительного размера охранников, которым частенько приходится применять силу к тем, кто пускает в ход кулаки. Впрочем, несдержанных в словах никто здесь не останавливает.
По поводу подобного рода ток-шоу, посвященных "скользким" темам, критики спорят: действительно ли перед нами подлинные истории подлинных людей или же все это придумано авторами и разыграно в расчете на доверчивого зрителя? Ответить на этот вопрос непросто - не только потому, что создатели скабрезных шоу ни за что не признаются в подставах и даже готовы по этому поводу судиться с критиками. Сложность тут еще и в том, что, помимо профессиональных актеров, в таких действах нередко участвуют далекие от искусства самодеятельные персонажи, многие из которых жаждут любыми способами "засветиться" на ТВ и поэтому готовы на любых условиях сыграть придуманную для них историю.
Проще всего упрекнуть создателей "Окон" (как и "Большой стирки", "Моей семьи", "Что хочет женщина", "Принципа домино" - сейчас в нашем эфире засилье передач, дублирующих по сути друг друга) в неуклюжей, подчас откровенно примитивной драматургии. Однако вне зависимости от того, актеры или подлинные персонажи заняты в этих опусах, есть люди, которые сочиняют или в крайнем случае "отбирают" эти истории.
Не стану сетовать на то, сколь топорно и прямолинейно разработаны в большинстве своем представленные в эфире сюжеты. Насколько фальшивы и неестественны интонации, жесты, мимика доморощенных "качаловых", режущих правду-матку на глазах миллионов телезрителей. Впрочем, профессиональную беспомощность телевизионщиков чаще всего замечают критики, зрителей это не очень-то волнует. Они наивно полагают, что журналисты все-таки придерживаются определенных этических норм. Им невдомек, что рейтинг тут важнее. Поэтому в ситуациях, когда перед авторами открываются разные дороги, телевизионщики с постоянством, достойным лучшего применения, выбирают ту, которая самым коротким путем ведет к низменным инстинктам. Мне скажут: виноваты сами зрители, которые столь падки на пошлятину. Но что тут поделаешь: между духовным "верхом" и телесным "низом" публика, падкая до "клубнички", почти всегда выбирает ("разрядки" ради) второе.
Хуже другое: даже авторы серьезных, значительных по содержанию и интересных по форме программ оказываются нередко бессильными противостоять этой тенденции.
В ток-шоу "Культурная революция", который на канале "Культура" ведет М.Швыдкой, в минувшее воскресенье состоялся выпуск, как всегда, с провокационным названием: "Шедевр может создать только мужчина". Теперь ведущий перед каждым выпуском не устает предупреждать зрителей, что отсутствие вопросительного знака в заголовках передач не должно вводить их в заблуждение относительно позиции авторов. Так и на этот раз: создателей передачи в общем-то нельзя упрекнуть в мужском шовинизме и умалении достоинств прекрасного пола. Хотя это не помешало одному из двух главных спорщиков в студии опытному телевизионщику А.Гордону в привычной для него циничной манере безапелляционно заявить: "Все шедевры создаются фаллосом"...
Только-только, казалось бы, начался на экране серьезный разговор, касающийся разных видов искусства, разных исторических периодов развития художественной культуры, и присутствующие в студии пытались было разобраться в особенностях мужского и женского мировосприятия, как Гордон своей фразой переменил направление дискуссии. В итоге все свелось к той же "половухе". Правда, на сей раз ее разнообразили терминами, пришедшими из Древней Греции.