Операция по возвращению человеческого облика

Принципы работ агрегаторов такси начинают чрезвычайно напоминать добровольное рабство

Участь тех российских работяг, кто сегодня вынужден сдаваться в добровольное рабство, обещают изменить к лучшему. Минтруд объявил о подготовке изменений в Трудовой кодекс, вызванных развитием цифровой экономики.

Современные информационные технологии дают возможность человеку работать, не встречаясь с работодателями и заказчиками. Взять такси. Агрегаторы договариваются с автопарками и частными водителями, распределяют между ними заказы, а таксист знай рули! Водители, курьеры и многие другие труженики получают зарплату как самозанятые. Что удобно агрегаторам, которые наживаются на комиссии, но не несут ответственности ни перед заказчиками (все претензии — к исполнителям!), ни перед исполнителями (никаких пенсионных отчислений, трудовых отпусков и больничных самозанятым не положено).

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме было объявлено, что сегодня в статусе самозанятых в стране работают 2,4 млн человек, и показатель этот быстро растет. Благодарить за это нужно не только щадящую налоговую нагрузку (4% от дохода), но и работодателей, которым стало категорически неинтересно заключать срочные трудовые договоры и договоры найма с обычными физлицами, при работе с которыми в бюджет надо закладывать налоги и отчисления в размере 42% от «чистых» выплат.

Компании-агрегаторы вошли во вкус и вряд ли легко поступятся своими доходами. Скорее, постараются переложить расходы на отпуска и больничные для работяг на них же, а заодно и на нас, заказчиков. И если к повышению цен на услуги нам не привыкать, то снижение минимальных выплат для таксистов и прочих чернорабочих рынка грозит большими неприятностями. Они ведь уже сегодня перерабатывают, чтобы свести концы с концами, а что будет завтра?

Два типичных примера. Крупный банк по хитрой схеме нанимает операторов поддержки клиентов, обещая им зарплату «от 25 тысяч». Когда претенденты проходят обучение, выясняется, что у них нет гарантированной зарплаты, а есть почасовые выплаты с кучей всевозможных коэффициентов. И что при работе с 9 до 18 часов будешь зарабатывать чуть больше 8 тысяч в месяц. Хочешь больше? Работай в выходные, по ночам, по 15 часов в день, под угрозой неминуемых штрафов. В результате работа пожирает всю жизнь, доход колеблется на минимальном уровне, из человека выжимают все соки. Не нравится? На пороге топчутся новые претенденты, клюнувшие на объявление...

Или вот. Агрегатор такси приходит в крупный город и за пару лет поглощает большинство игроков на местном рынке перевозок, разорив их демпингом. И местным таксистам, которые еще вчера спокойно работали по 8-9 часов, содержали в порядке машины и хорошо знали город, приходится для сохранения дохода работать уже по 12-15 часов. Таксисты носятся как угорелые, не щадят машин и собственного здоровья. И попадают в ДТП, и засыпают за рулем...

Формально компании-агрегаторы невозможно обвинить в эксплуатации людей. Но они создают условия, в которых люди просто вынуждены отдаваться в добровольное рабство. Между тем у нас в Конституции (помните, за что год назад голосовали?) говорится, что Россия — социальное государство. Где каждому гарантируется право как на труд, так и на отдых.

Министерству труда необходимо настаивать на установлении минимального уровня почасовой оплаты труда. Причем этот показатель не должен равняться прожиточному минимуму, а быть вдвое — втрое выше. А если государство гарантирует своему гражданину лишь выживание на растворимой лапше и жухлой картошке, то это государство-наперсточник. Тут впору и о крепостном праве загрустить: там ведь добрые баре попадались. В бизнес-среде таких уникумов днем с огнем не сыщешь. Их только жесткими законами к совести призвать можно.