Искусство в долгу перед зрителем. Размер долга – 9 млн билетов

Эксперты – о том, что должно сделать государство, чтобы культурные индустрии не погибли от коронавируса 

Культурные индустрии, связанные с непосредственной встречей артистов и публики, относятся к наиболее пострадавшим во время пандемии. Как сделать, чтобы эта сфера деятельности восстановилась, зритель вновь бы мог общаться с любимыми исполнителями, а те – получать за свой труд достойные деньги? Этот круг тем обсудили ведущие эксперты отрасли, собравшиеся на вебинар «Культурные индустрии и пандемия: как сохранить и перезапустить бизнес?». Он был организован Советом по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ.

Нет культурной отрасли, которой пандемия COVID-19 не нанесла бы удара, но если на дизайне и изобразительном искусстве она отразилась в умеренных масштабах, то кино и телевидение пострадали значительно больше. На это обратил внимание главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. Если говорить откровенно,то в зрелищных индустриях произошла практически полная остановка, и компании оказались на грани банкротства.

Ряд европейских государств в этих условиях прибег к прямой финансовой поддержке отрасли. Так, по информации юриста Павла Каткова, в Швеции эта сумма составила 31 млн долларов, в более крупной Германии – 1 млрд евро. Франция направила на стимулирование культуры и туризма 18 млрд евро. Российские государственные инициативы на этом фоне выглядят гораздо скромнее, ввиду чего специалист предложил создать при ТПП РФ координационный совет по спасению культурных индустрий.

Генеральный директор «Русского Шоу Центра» Владимир Зубицкий подробно остановился на проблемах промоутеров:

«После отмены концертов у зрителей «зависло» до 9 млн билетов, возвращать за них деньги нечем, тем более этого не произойдет в случае массовых банкротств организаторов. Ведущие компании сейчас принимают меры для спасения отрасли, консолидируют её – в ближайшее время начнет работать Ассоциация концертных организаторов». 

Президент торгового дома «Библио-Глобус» Борис Есенькин отметил, что в тяжелой ситуации оказался и книжный бизнес:

«Электронные книги имеют право на жизнь, но бумажные издания – это культурный базис любой страны. Между тем, книготорговые организации сейчас находятся в тяжелом положении, остановлены продажи, наверстать это будет крайне сложно».

Представитель Национальной ассоциации организаторов мероприятий Сергей Князев с сожалением констатировал отток квалифицированных кадров. Индустрия, сказал он, теряет лучших бойцов. Эксперт даже сравнил происходящее с тем, как если бы «из Роскосмоса ушли все лучшие космонавты, которых готовили к полетам в ближайшие 5-10 лет». 

Руководитель управления сборов вознаграждения Российского авторского общества Пётр Миленин рассказал о мерах поддержки индустрии со стороны обществ по коллективному управлению:

«РАО хорошо понимает ситуацию и уже делает шаги в поддержку культурных индустрий – в частности, снижены ставки для ряда пользователей. Ситуация пока неопределенная, но я думаю, что пандемия дала понять значимость культурных индустрий, развлечений в жизни каждого человека и для государства».

Мнение музыкантов-практиков выразил народный артист РФ Игорь Бутман, призвав деятелей культуры к системности: в текущей ситуации, подчеркнул он, важно объединиться и показать, что мы – вместе. 

Стратегическую цель сформулировал в заключительном слове председатель Совета по интеллектуальной собственности Иван Близнец. По его мысли, у государства должно укрепиться понимание того, что культура гораздо больше, чем развлечение: она – и источник идей, и мощный бизнес, которой должен органически войти в экономику страны.