Минфин: новый пенсионный проект могут отложить на конец года
Это долгоиграющая история, но отойти от привычных пенсий всё равно придётся в пользу накопительных систем, прогнозирует экономист
Российская трёхсторонняя комиссия (РТК) получила письмо из Минфина: свежий проект под названием Гарантированный пенсионный план (ГПП) откладывается. Замминистра финансов Антон Дроздов попросил перенести обсуждение в комиссии на IV квартал текущего года. Законопроект о ГПП опубликован и прошёл публичные обсуждения с межведомственными согласованиями, однако требуется время на разбор поступивших замечаний от экспертов и предпринимателей.
Напомним, в октябре 2019 года Центробанк и Минфин предложили очередной вариант накопительной пенсионной системы. Согласно ему, граждане смогут копить себе на старость самостоятельно или с привлечением работодателя, перечисляя добровольно часть денег от зарплаты в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По замыслу, обладатели счетов ГПП должны получить налоговые льготы. Так, гражданин вправе рассчитывать на 13-процентный вычет из НДФЛ на ежемесячный взнос не превышающий 6% от жалованья. Льготы (например, по налогу на прибыль) положены и работодателям, перечисляющим взносы за сотрудников-участников системы ГПП.
Что с ней не так?
Дальнейшее продвижение ГПП забуксовало под напором замечаний. Так, Минтруд указал на недостаточные гарантии ответственности НПФ за сохранность средств. Также пенсионный план может образовать нерыночную конкуренцию для имеющихся корпоративных программ, предупредили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Более того: работодатели не видят достаточных стимулов для софинансирования взносов своих сотрудников.
У большинства граждан мало денег, чтобы добровольно участвовать в ГПП, и без государственного софинансирования не обойтись, указали в секторе НПФ.
Один из камней преткновения: как побудить граждан и работодателей инвестировать в дополнительную пенсию, сообщили источники газеты «Известия». Возможно, следует расширять перечень оснований для того, чтобы человек досрочно пользовался накопленными деньгами. Стоит разрешить тратить средства на лечение без ограничений диагнозов, приобретение первого жилья, увеличить количество налоговых бонусов, рассуждает президент ТПП Сергей Катырин.
Когда законотворцы договорились о полностью добровольном подключении к ГПП, Центробанк переключился на другой продукт – негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Эксперты регулятора понимают, что крайне мало будущих пенсионеров позволят себе выделять «лишние» деньги на пополнение ГПП.
Ставка на накопления: в будущем альтернатив нет
Обсуждение пенсионного плана отложили из-за коронакризиса: не это главный приоритет сейчас, сказал TRUD.RU экономист Никита Масленников. «Сама концепция ГПП обычная, нормальная. Но сырая и не отвечает на вопрос по софинансированию, бизнесу не хватает мотивации вкладываться в накопления работников. А налоговые льготы эксперты и предприниматели сочли несущественными. При таких стимулах система не запустится», - считает экономист. В то же время, хоронить ГПП рано. Альтернатив накопительной системе просто нет: в будущем стандартная государственная пенсия займёт лишь некоторую часть выплат, считает Масленников. Население планеты растёт, а люди живут дольше: ни одна классическая пенсионная схема не справится с вызовом.
«Даже с учётом всех обещанных индексаций, коэффициент замещения до 2023 года у нас останется на уровне 31-32%. Реального улучшения для пенсионеров не происходит, мы просто консервируем ситуацию. Зато в странах ОЭСР коэффициент замещения в среднем колеблется около 70%. Примерно половина – за счёт накопительных пенсий», - рассказал эксперт. Отметим, коэффициент замещения – это отношение средней пенсии к средней зарплате.
По мнению Масленникова, ГПП можно оценивать как более гибкий вариант накопительной системы пенсий. «Это своего рода перезапуск накопительной системы. Только сейчас речь идёт о средствах граждан. Вероятно, поэтому ГПП постоянно откладывают, чтобы не прибегать к заморозке – что происходит не первый год с экспериментом по накопительной пенсии. Так считают некоторые мои коллеги», - говорит экономист. Для ГПП нужны льготы, «пряники». Учитывая бюджетную дыру в 4-6% ВВП по году, руководство страны скорее всего, продолжит притормаживать с пенсионным планом.
Напомним, с 2014 года чиновники заморозили накопительную часть пенсии. Все страховые взносы работодателей стали уходить на страховую часть пенсии. Но накопленные средства остаются за держателями и впоследствии станут дополнением к страховой пенсии. Рост накопительной части происходит за счёт инвестиционного дохода: НПФ и Пенсионный фонд вкладывают деньги граждан в акции и облигации, которые приносят дополнительный процент.
И всё же надо поставить точку в вопросе, убеждён проректор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. Следует объединить счета и предоставить право людям распоряжаться деньгами самостоятельно – из накоплений корпоративной пенсии, личных отчислений и отчислений работодателя до 2014 года.
«Предложенная Минфином система очень сложная. Здесь трудно найти баланс между интересами простого человека и тех, кто будет заниматься умножением этого капитала», - сказал «Парламентской газете» член Совета Федерации Валерий Рязанский. При поддержке начальства работник сможет отложить большие накопления, чем даёт страховая пенсия. А работодатель благодаря выгодным пенсионным условиям сможет «привязать» к себе ценного сотрудника. Государство, в свою очередь, получит ресурсы для инфраструктурных проектов, рассуждает Рязанский. Но отыскать такой баланс – задача трудная, резюмирует он.
Россиянам больше всего интересны индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), поэтому оптимально обратиться к льготам для долгосрочных сбережений именно в таком формате, сказал гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев.