На лицо ужасные, вредные внутри

Минэкономики Казахстана предложило проводить предпродажную психолого-педагогическую экспертизу детских игрушек

Министерство экономики Казахстана планирует внести в техрегламент Таможенного союза поправку о том, чтобы все детские игрушки, в том числе и компьютерные, перед тем как оказаться на полках магазинов, проходили психолого-педагогическую экспертизу. Производители и импортеры товаров для детей бьют тревогу, пугая население неизбежным подорожанием, но лично я как молодой отец отношусь к такой инициативе с пониманием.

Ассортимент детских магазинов сегодня вроде бы радует разнообразием, но на деле изобилие это мнимое. По-настоящему качественных игрушек практически нет. Попробуйте, к примеру, отыскать на столичных прилавках обыкновенные деревянные кубики. Не просто прямоугольники разного цвета и величины, а те самые кубики из нашего детства: с цифрами, буквами и изображениями животных. В былые времена игрушки из дерева были массовым общедоступным товаром, а сегодня все, что сделано из экологически чистого материала, — чуть ли не эксклюзив с соответствующей ценой.

Но больше всего меня, молодого отца, удручает ассортиментная вакханалия, продиктованная чем угодно, но только не здравым смыслом и заботой о детях. Бог с ними, с многочисленными клонами Барби и Кенов — по их поводу и так уже сломано бессчетное количество копий. Монстры всех видов и мастей, импортные супергерои, роботы-трансформеры... По придуманным самими производителями легендам и первые, и вторые, и третьи только и делают, что расстреливают друг друга в упор или шинкуют на мелкие кусочки.

С детей какой спрос? Что они могут противопоставить сетям, которые вокруг них и вечно замороченных родителей расставляют маркетологи? Но если родители не в состоянии проявить силу воли и минимум здравомыслия, то за них это должны сделать чиновники. И потому регулярно возникают предложения удалить с полок магазинов игрушки, которые «вдохновляют на жестокость, желание причинить вред окружающим, провоцируют пренебрежительное или отрицательное отношение к физическим недостаткам людей или их расовой принадлежности». Авторы инициативы предполагают, что судить о пользе или опасности каждой конкретной игрушки должны психологи.

Такая постановка вопроса многим в России пришлась по душе. Так, руководитель лаборатории городского психолого-педагогического центра департамента образования Москвы, детский врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Юрий Белехов убежден в том, что игрушка — это ворота в воображаемый мир в голове ребенка, из которого алгоритмы поведения переносятся в мир реальный. И если игрушечный автомат или сабля скорее ассоциируются с защитой, то те же самые трансформеры — однозначно с нападением.

Практически весь ширпотреб, который сегодня представлен на полках детских магазинов, — это игрушки, которые в той или иной степени несут в себе агрессию. Хотя каждому понятно, что развитие ребенка гораздо целесообразнее проводить через творчество и познание, чем через желание порубать весь мир в труху.

Впрочем, многие детские психологи убеждены в том, что и отрицательные герои нужны детям. Благодаря ярким и харизматичным образам Кощея Бессмертного, Бабы Яги или Змея Горыныча дети узнают, что в окружающем их мире есть место не только любви и добру, но и злу, у которого много обличий и каждому из которых нужно уметь противостоять. Но это спор все-таки в большей степени философский. А на практике мы имеем то, что сегодня злобно щерится с полок в детских магазинах.

В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров уверяют, что в последние несколько лет при разработке новых игрушек и так учитывается их соответствие физиологическим, эстетическим и экологическим требованиям, а значит, дополнительная психолого-педагогическая экспертиза избыточна. В кризис россияне и так стали заметно экономить на игрушках, а дополнительные требования к сертификации приведут только к удорожанию товара и еще большему падению спроса. В порядке эксперимента психолого-психиатрическая экспертиза игрушек несколько лет назад существовала в Санкт-Петербурге. Правда, очень недолго, всего три месяца, но даже этого времени хватило для того, чтобы убедиться в ее несостоятельности. Для таких товарных категорий, как ведерки, совки и лопатки экспертиза абсурдна, а для более сложных изделий нужны годы пристальных наблюдений за игрушками и их влиянием на детей.

Что ж, с тем, что всеобъемлющая психолого-педагогическая экспертиза для отечественных производителей все-таки избыточна, пожалуй, придется согласиться, но отказываться от нее совсем все-таки не стоит. Она поможет в режиме «ручного управления» поставить аргументированный заслон на пути откровенно монструозных, кровожадных или аморальных игрушек, которые валом валят на наш рынок из-за рубежа.