Многие директора российских предприятий готовы последовать примеру Диогена, чтобы найти хороших инженеров
Как гласит предание, Диоген средь бела дня ходил с фонарем и на удивленные вопросы отвечал: «Я ищу человека!» Сегодня многие директора российских предприятий готовы последовать примеру древнего философа, чтобы найти хороших инженеров.
Совет при президенте РФ по науке и образованию обсудил в Кремле проблемы модернизации системы подготовки инженеров. Разговор получился очень предметный и неожиданный. Выяснилось, что технических специалистов в последние годы выпускается все больше, а инженеров в стране — кот наплакал. Парадокс?
По официальным данным, в России инженеров готовят аж 555 вузов, а ежегодный выпуск превышает 200 тысяч специалистов. Но вот что рассказал на заседании президентского совета ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев: «Мы не так давно создали научный парк — 27 тысяч метров площадей, оборудование на 4 млрд рублей. Но найти инженеров для работы на таком высокотехнологичном оборудовании в стране оказалось невозможно, хотя зарплата — от 40 до 140 тысяч. Вынуждены были искать за границей. Или посылать туда на учебу...»
Правда, само создание парка дало неожиданный эффект. Теперь половина студентов СПГУ, обучающихся по естественнонаучным специальностям, захотели получить дополнительное инженерное образование.
Но в целом по стране грош цена высоким показателям Минобрнауки по объемам подготовки специалистов в области науки и технологий. «Мы по цифрам вышли на показатели 1980-1982 годов, — сказал на заседании совета министр Дмитрий Ливанов. — Дефицита здесь нет. Есть дефицит в другом — в знаниях, в умениях выпускников...»
«У нас заделы советского времени явно закончились или заканчиваются по многим направлениям, — справедливо отметил Владимир Путин. — Весь мир и наша экономика втягиваются, если не вошли уже, в новый технологический уровень совершенно другого качества:» А Россия катастрофически отстает — и в школах, и в вузах. «Куда ни приедешь, везде на крупных передовых предприятиях один и тот же вопрос: кадры, прежде всего инженерные кадры, их явно не хватает», — заключил президент.
Страдает и качество: в 2013 году в ходе опроса работодателей оценивалась подготовка выпускников вузов по техническим профессиям, и они с трудом получили 3,7 балла по пятибалльной системе.
С дополнительной оговоркой, что не менее 40% поступающих на работу нуждаются в серьезной дополнительной подготовке.
Может ли быть иначе, если, по признанию президента РАН Владимира Фортова, во многих вузах проводят занятия и читают лекции студентам аспиранты, «которые немного больше, чем студенты, знают о том, что такое настоящая наука». Тем временем в США учебные заведения технического профиля — Массачусетский технологический институт и многие другие институты — приглашают для работы ученых фундаментальных направлений, включая нобелевских лауреатов. Логика простая: будущие специалисты должны владеть самыми современными, самыми продвинутыми данными, которые имеет на сегодняшний день человечество.
В России же пока господствует иной принцип. «Хроническая перегрузка учебными часами, особенно в региональных вузах, вынуждает преподавателей с нагрузкой 800-900 часов, а молодых преподавателей с нагрузкой до 1000 часов пересказывать учебники и собственно методички. Им физически сложно полноценно заниматься научными исследованиями, следить за последними достижениями науки, вовлекаться в международные научные проекты, выстраивать сотрудничество с промышленными предприятиями», — признает Андрей Андрианов, заместитель председателя Дальневосточного отделения РАН.
Востребованность и перспективность инженерного образования начинает осознавать российская молодежь: падают конкурсы в вузы «менеджерского» профиля, растут — в технические. В вузах, готовящих специалистов для атомной промышленности, конкурсы абитуриентов выросли с 1,8 в 2010 году до 5,8 и больше человека на одно место в нынешнем году, инженерные специальности обогнали финансовые, экономические, юридические. Вырос и средний балл по ЕГЭ для поступивших: с 65,4 в 2010 году до 86,3 в 2013-м.
«К нам идут, потому что уникальная суперкомпьютерная база, — говорил глава «Росатома» Сергей Кириенко, — потому что оборудование, которого в мире единицы, потому что впечатляют задачи, которые они будут решать. Человеку вообще свойственно гордиться тем, что он делает. В инженерных специальностях чувство гордости является не менее важным — может быть, более важным, чем заработная плата».
Но «Росатом» также создал систему мотивации, начиная с ранней юности (в 23 городах есть так называемые школы «Росатома» и специализированные классы), есть программа вузовского сопровождения перспективных студентов... «Мы расписали до 2021 года 14,5 тысячи инженерных специалистов прямо по годам, когда и сколько нам нужно, по 115 инженерным специальностям и направлениям подготовки, — рассказал Сергей Кириенко. — У нас сформирован консорциум опорных вузов, 14 высших учебных заведений во главе с МИФИ, которые обеспечивают нам подготовку практически всех принимаемых на работу специалистов...»
Столь же последовательно и целеустремленно подходят к подготовке кадров «Роснефть» и еще несколько крупных компаний, чье благополучие напрямую зависит от компетентности специалистов. Но это, увы, скорее исключения из общего правила выпуска «серости с инженерным дипломом».
Не удивительно, что, по данным ведущих кадровых агентств, после окончания технических вузов лишь каждый третий выпускник начинает поиск работы по специальности. Остальные предпочитают применять свой талант в иных сферах. Впрочем, с «троечной» подготовкой, которую они получают вместе с дипломами, может быть, это к лучшему?