ПРИЗРАК ПОЛЬСКОГО САНТЕХНИКА

Такого еще не было. Депутаты европейского парламента от Польши пожаловались Еврокомиссии на собственное правительство. Они добиваются, чтобы Брюссель задержал финансовую помощь их стране, предназначенную для создания новой системы пограничного контроля.

Польша должна получить из Шенгенского и других фондов ЕС 310 миллионов евро на расширение пяти пограничных переходов на восточной границе и строительство нового в деревне Беловежа, на создание системы радаров вдоль Балтийского побережья и Буга, доведение до европейского уровня базы данных о лицах, пересекающих границу, а также на реконструкцию пассажирских терминалов в аэропортах Гданьска и Кракова.
Кроме того, до 2007 года поляки должны подключиться к Шенгенской информационной системе (СИС), в которой собираются данные из полиции, прокуратуры, судов. Однако у Еврокомиссии возникли сомнения, сумеет ли Польша довести уровень пограничного контроля до требований ЕС к 2007 году. Неисполнение не позволит войти в Шенгенское соглашение, более того, придется вернуть полученные на создание системы деньги.
И тут евродепутаты от польской правовой оппозиции выступили в Брюсселе с открытым письмом к Еврокомиссии, в котором заявили, что их отечественное министерство внутренних дел и администрации потеряло контроль над полицией, которой поручено создание элементов СИС, что в ведомстве нет прозрачности и выделенные деньги попросту пропадут.
Польские дипломаты в Брюсселе анонимно говорят своим СМИ, что срывы в подготовке системы будут на руку тем государствам Евросоюза, которые не хотят отменять контроль на границах с Польшей. Западноевропейских обывателей пугает образ польского сантехника: он хуже волка, которым стращают детей, плохо кушающих манную кашу. Образ этот был сочинен во время референдума по конституции ЕС во Франции и стал символом проблем, которые породила интеграция континента. После расширения Евросоюза были убраны барьеры на пути перемещения по Европе услуг, капиталов, товаров и людей, включая рабочую силу. В результате 15 старых членов Содружества начала поджимать конкуренция со стороны восточноевропейских новобранцев.
Особую опасность Старый Свет увидел в дешевой рабочей силе с Востока. Из-за того, во-первых, что западные компании перекачают капиталы поближе к Бугу, где производство продукции выгоднее, а, во-вторых, на Запад хлынут те самые "польские водопроводчики" и отнимут хлеб у местных. Особое внимание к Польше связано с большой численностью ее населения.
Почти все старожилы Евросоюза оградили не менее чем на два года свои рынки труда от поляков. Те из них, кто выезжает на заработки индивидуально, стали попадать в непростые ситуации. Например, в Германии даже полиция отлавливает их на стройплощадках и задерживает.
Но голь хитра на выдумки. Можно просто трудоустроиться в отечественную фирму, которая заключила контракт с западным заказчиком. Это позволяет подписанный с Брюсселем договор о праве неограниченно оказывать услуги на всем пространстве ЕС, чем поляки и воспользовались: по нему ограничительный период не распространяется на предприятия, и они со своими работниками успешно конкурируют на западном рынке, поскольку себестоимость производства у них на 30 - 40 процентов ниже.
Но ощутимо и противодействие этому "нашествию". Первыми стали сдерживать его немцы, придравшись к тому, что Польша ввела льготное социальное страхование работников, выезжающих за границу. Ответным ударом немцев стало принятое под нажимом профсоюзов решение ограничить доступ рабсилы из-за Одера. Только в некоторых городах по спецперечню, где не хватает рабочих рук, может трудоустроиться строго лимитированное количество поляков. А польские фирмы только два года могут страховать своих работников у себя, дальше должны вносить взносы в стране пребывания.
Однако Германия - не вся Западная Европа, и сейчас поляки активно вторгаются в другие страны содружества. И их присутствие там все заметнее.