Польша должна получить из Шенгенского и других фондов ЕС 310 миллионов евро на расширение пяти пограничных переходов на восточной границе и строительство нового в деревне Беловежа, на создание системы радаров вдоль Балтийского побережья и Буга, доведение до европейского уровня базы данных о лицах, пересекающих границу, а также на реконструкцию пассажирских терминалов в аэропортах Гданьска и Кракова.
Кроме того, до 2007 года поляки должны подключиться к Шенгенской информационной системе (СИС), в которой собираются данные из полиции, прокуратуры, судов. Однако у Еврокомиссии возникли сомнения, сумеет ли Польша довести уровень пограничного контроля до требований ЕС к 2007 году. Неисполнение не позволит войти в Шенгенское соглашение, более того, придется вернуть полученные на создание системы деньги.
И тут евродепутаты от польской правовой оппозиции выступили в Брюсселе с открытым письмом к Еврокомиссии, в котором заявили, что их отечественное министерство внутренних дел и администрации потеряло контроль над полицией, которой поручено создание элементов СИС, что в ведомстве нет прозрачности и выделенные деньги попросту пропадут.
Польские дипломаты в Брюсселе анонимно говорят своим СМИ, что срывы в подготовке системы будут на руку тем государствам Евросоюза, которые не хотят отменять контроль на границах с Польшей. Западноевропейских обывателей пугает образ польского сантехника: он хуже волка, которым стращают детей, плохо кушающих манную кашу. Образ этот был сочинен во время референдума по конституции ЕС во Франции и стал символом проблем, которые породила интеграция континента. После расширения Евросоюза были убраны барьеры на пути перемещения по Европе услуг, капиталов, товаров и людей, включая рабочую силу. В результате 15 старых членов Содружества начала поджимать конкуренция со стороны восточноевропейских новобранцев.
Особую опасность Старый Свет увидел в дешевой рабочей силе с Востока. Из-за того, во-первых, что западные компании перекачают капиталы поближе к Бугу, где производство продукции выгоднее, а, во-вторых, на Запад хлынут те самые "польские водопроводчики" и отнимут хлеб у местных. Особое внимание к Польше связано с большой численностью ее населения.
Почти все старожилы Евросоюза оградили не менее чем на два года свои рынки труда от поляков. Те из них, кто выезжает на заработки индивидуально, стали попадать в непростые ситуации. Например, в Германии даже полиция отлавливает их на стройплощадках и задерживает.
Но голь хитра на выдумки. Можно просто трудоустроиться в отечественную фирму, которая заключила контракт с западным заказчиком. Это позволяет подписанный с Брюсселем договор о праве неограниченно оказывать услуги на всем пространстве ЕС, чем поляки и воспользовались: по нему ограничительный период не распространяется на предприятия, и они со своими работниками успешно конкурируют на западном рынке, поскольку себестоимость производства у них на 30 - 40 процентов ниже.
Но ощутимо и противодействие этому "нашествию". Первыми стали сдерживать его немцы, придравшись к тому, что Польша ввела льготное социальное страхование работников, выезжающих за границу. Ответным ударом немцев стало принятое под нажимом профсоюзов решение ограничить доступ рабсилы из-за Одера. Только в некоторых городах по спецперечню, где не хватает рабочих рук, может трудоустроиться строго лимитированное количество поляков. А польские фирмы только два года могут страховать своих работников у себя, дальше должны вносить взносы в стране пребывания.
Однако Германия - не вся Западная Европа, и сейчас поляки активно вторгаются в другие страны содружества. И их присутствие там все заметнее.