ГАЗПРОМ И ГОСПРОМ

Ее глава Алексей Миллер объявил о завершении формальной стороны давно ожидавшейся сделки по сосредоточению в руках государства контрольного пакета акций Газпрома, что можно считать шагом к реальной либерализации рынка акций.

О предыстории этого события мы уже рассказывали в "Труде". Напомним лишь некоторые вехи. Еще в сентябре прошлого года МЭРТ, Росимущество, другие правительственные ведомства с одобрения премьера Михаила Фрадкова предложили обменять 100 процентов акций государственной "Роснефти" на равнозначный по цене пакет акций Газпрома (10,74 процента). В итоге у государства сосредотачивался контрольный пакет Газпрома. Но этот вариант чиновники почему-то зарубили. Невесть откуда взялась новая схема, на свет явились структуры, способные в одночасье купить за миллиарды долларов "Юганскнефтегаз", который кто-то втиснул в схему сделки (речь, как помнят наши читатели, о "Байкалфинансгруп").
Аналитики тогда задавались "наивным" вопросом: почему бы государству не купить попросту недостающий пакет акций, что сделало бы этот процесс понятным и прозрачным? Да, косвенно "виноват" тут ЮКОС со своими судебными исками. Но надо ли было вообще вставлять в схему сделки его "дочку" - "Юганскнефтегаз"?
Видимо, теперь эти вопросы уже не столь актуальны. Все получилось как получилось. Сделки купли-продажи государству 10,74 процента акций компании совершены согласно договорам, заключенным между дочерними структурами Газпрома и госкомпанией "Роснефть". Оплата акций, по словам А.Миллера, завершится до конца года. И Газпром сейчас с долей шутки можно именовать "Госпромом". Тем более что на собрании акционеров в совет директоров этой компании вошла солидная команда представителей государства.
На собрании акционеров назывались внушительные цифры, характеризующие место и значение Газпрома в российской экономике. Вместе со своими дочерними предприятиями концерн контролирует 28,4 триллиона кубометров запасов природного газа, 1,2 миллиарда тонн конденсата и 0,6 миллиарда тонн нефти. В денежном выражении это свыше 80 миллиардов долларов.
Компания сосредоточила свое внимание на приоритетных направлениях работы, в том числе на наращивании объектов геологоразведки. В 2002 - 2004 годах было открыто 13 месторождений и 10 залежей нефти и газа.
Но в Газпроме полагают, что необходимо работать более интенсивно и с большей экономической отдачей. Для этого в компании проводится реформа. Она, кстати, должна бы идти параллельно с реформой всего российского рынка газа. Однако это не всегда получается. Один из участников собрания говорил о том, что менеджеры Газпрома не первый год убеждают правительство разрешить концерну хотя бы в качестве эксперимента начать биржевую торговлю частью своего газа. Речь идет о 5 миллиардах кубов. Это лишь 1,7 процента реализуемого Газпромом в России "голубого" топлива. Но решения правительства на сей счет до сих пор нет. Зато когда заходит разговор об индексации внутренних цен на газ, которые по-прежнему остаются убыточными, правительственные чиновники активно выступают против. Что ж удивляться, когда Газпром год за годом несет убытки от продажи газа в России? Только в прошлом году они составили 5 миллиардов рублей, а в нынешнем могут вырасти до 27 миллиардов.
Тем не менее, констатировали участники собрания, Газпром намерен вместе со своими российскими и зарубежными партнерами работать над реализацией крупных проектов, в том числе на Ямале, шельфе арктических морей, в Западной и Восточной Сибири. На очереди также "проект века" - строительство Северо-Европейского газопровода через акваторию Балтики в Германию, а затем и на Британские острова. И, конечно же, приоритетным направлением будет газификация российских регионов.