БОЛЬНЫХ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ

Госдума приняла в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу, снизив с 2005 года максимальную ставку Единого социального налога (ЕСН) с нынешних 35,6 процента до 26 процентов. В Минфине утверждают, что в итоге бизнес получит около 280 млрд. рублей для инвестиций в экономику, а большинство работодателей выведет из "тени" зарплаты работников - значит, в казну поступит больше денег в виде подоходного налога. Но надежды могут не оправдаться.

Теоретически любое снижение налогов - благо для экономики. А наша власть к тому же давно мечтает о полной легализации российского бизнеса, включая ликвидацию "серых" зарплат. С этой целью в Налоговый кодекс изначально заложили регрессивную шкалу ЕСН. Максимальную ставку - 35,6 процента - работодатель платит лишь в случае, если зарплата на предприятии не превышает 100 тысяч рублей в год. Если превышает - ЕСН снижается до 20 процентов, а если зарплата больше 600 тысяч - до мизерных 2 процентов. Казна все равно в выигрыше - ведь с высокой легальной зарплаты уплачивается еще и немалый подоходный налог.
С 2005 года максимальная ставка ЕСН снижается до 26 процентов и меняется регрессивная шкала. У нее по-прежнему остаются три "ступеньки": максимум - 26 процентов, средняя ставка - 10 процентов, минимальная - 2 процента. Но, чтобы работодатель платил ЕСН по льготной ставке, работники должны получать уже свыше 280 тысяч рублей в год. Значит, если сейчас за "среднеоплачиваемого" работника, получающего от 100 до 280 тысяч рублей в год (до 750 долларов в месяц), казна требует с работодателя 20-процентный ЕСН, то с нового года затребует по максимуму - 26 процентов. Это уже не снижение получается, а совсем наоборот.
Поправки в Налоговый кодекс таят в себе еще несколько "подводных камней". К примеру, часто болеющий работник сегодня является для работодателя источником лишь "организационных" проблем, поскольку его больничные листы оплачиваются из фондов соцстраха (фактически из ЕСН). Однако с нового года бюллетень начнет наносить предпринимателю прямой финансовый урон. Первые три дня работник будет болеть за счет своего работодателя, а уж потом за счет соцстраха (ЕСН). Результат легко предсказывается: очень скоро люди со слабым здоровьем будут приниматься на работу в последнюю очередь, а увольняться - в первую.
- Единый социальный налог в той финансовой конструкции, которая у нас существует, - это вещь тонкая, - утверждает член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. - Он прямо связан с социальными выплатами. Из него (точнее, из той его части, которая поступает в фонд соцстраха) финансировался летний отдых детей, частично - путевки, которые давались работающему населению. Теперь все эти расходы ликвидируются в принципе, то есть не будет летнего отдыха и санаторно-курортного обслуживания за счет фонда соцстраха. Это прямой вычет из тех реальных социальных выплат, которые были у людей...
Будем надеяться, что 280 млрд. рублей, которые получат предприниматели от снижения "налогового пресса" за счет уменьшения ЕСН, хотя бы частично пойдут на увеличение зарплат. Правда, бизнесменов к этому никак не обязывают. Вспомним, что до сих пор у нас минимальный размер оплаты труда не соответствует даже прожиточному минимуму. То есть работодателям разрешено платить зарплату, на которую нельзя прожить.