Однажды на фронте, наблюдая за работой военных операторов, лейтенант-пехотинец Петр Тодоровский дал себе зарок: если останется жив, освоит эту удивительную профессию. В середине 50-х он уже снимает с Марленом Хуциевым "Весну на Заречной улице" и "Два Федора". Затем самоучкой приходит в режиссуру, чтобы делать свое кино: "Городской романс", "Любимая женщина механика Гаврилова", "По главной улице с оркестром", "Интердевочка"... Тема войны в творчестве Тодоровского - особая статья. Его картина "Верность" (1965) и трилогия: "Военно-полевой роман" (1983), "Анкор, еще анкор" (1992), "Какая чудная игра" (1995) собрали богатый урожай международных наград и завоевали заслуженную любовь зрителей.
В Одессе, где Петр Ефимович проработал десять лет, он встретил свою будущую жену, а теперь еще и продюсера своих последних фильмов. Кроме того, Мира Тодоровская была соавтором одного из последних фильмов мужа "Ретро втроем", даже сыграла там одну из ролей. Наверное, не случайно судьба именно в День Победы подарила им в 1962 году сына Валерия, который продолжил династию.
Мира Григорьевна вспоминает: "В отношении Валеры у меня не было никакой воспитательной программы. Я его не отдавала в престижные школы, не нанимала репетиторов. Жили скромно. Он знал, что котлеты в холодильнике - обед на три дня. У него не было карманных денег, и, кто знает, может, это уберегло его от несчастий "золотой молодежи" - пьянства, наркомании. Вместо двора в жизни мальчика была другая среда: стихи, музыка, съемки... В Одессе все приезжающие на местную студию прошли через наш дом: Володя Высоцкий, Андрей Тарковский, Булат Окуджава, Зиновий Гердт..."
Тодоровский-младший легко вошел в мир кино. Первые три его режиссерские работы: "Катафалк", "Любовь" и "Подмосковные вечера" снискали признание кинофестивалей Канна, Мангейма, Чикаго, Москвы. А "Страна глухих" получила "Нику" по нескольким номинациям. Его считают одним из самых одаренных режиссеров нового российского кино. И уже несколько лет этот человек во многом формирует наши телевизионные вкусы, являясь главным продюсером по кинопоказу телеканала РТР.
Поддержать звездное семейство на вечере открытия программы пришли президент ММКФ Никита Михалков, актеры Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Лариса Удовиченко и Андрей Ильин. После всех речей Петр Ефимович взял в руки семиструнную гитару и виртуозно сыграл несколько попурри из старых песен, а также мелодии к собственным картинам. Затем были показаны отрывки из новой картины мастера "В созвездии Быка", выход которой на большой экран планируется в августе.
Обращаясь к переполненному залу, Тодоровский-младший сказал:
- Я благодарен судьбе, что появился на свет именно в этой семье, что в 10 лет родители меня увезли в Москву из Одессы, где мне было так хорошо и я собирался стать моряком. Спасибо, что дали развиваться самостоятельно и снисходительно смотрели на мои "поиски себя". Мы все разные люди, но с годами с удивлением обнаруживаешь общее. Так, например, здесь, в зале, сидят актеры, которых и папа снимал в своих фильмах, и я - в своих. Они все хорошие артисты, но ведь в стране есть сотни других хороших артистов. Почему случались такие пересечения? Наверное, это во мне сказывается какой-то семейный ген.
Кстати, со своей будущей женой Валерий познакомился еще студентом сценарного факультета ВГИКа - Наташа училась на курс моложе. Она дочь писательницы Виктории Токаревой, которая сама начинала как сценаристка на фильмах "Джентльмены удачи", "Мимино", "Шла собака по роялю"... Устойчивость своего брака Тодоровский-младший объясняет невероятной терпимостью жены, которая "подходит философски к его невыносимому характеру". "Семейный бизнес" Тодоровских продолжается...