На днях новый председатель президиума Российского союза автостраховщиков Евгений Кургин на пресс-конференции признал, что закон об обязательном страховании несовершенен. Так зачем же вы его проталкивали, если он заведомо уязвим?! Подозрение рождается само собой: плохие и непонятные правила игры - это мутная вода. А кто в ней хорошо плавает - известно. Нам, автомобилистам, остается приноравливаться к новому закону.
Некоторые мои знакомые водители решили твердо держаться до последнего, то есть бойкотировать, не оформлять обязательную страховку вообще. Однако мой вопрос: как вы пройдете после 1 июля государственный технический осмотр, когда нужно будет предъявлять полис, - их не поставил в тупик. Техталон, оказывается, можно купить. Так делают тысячи московских водителей, особенно со старыми машинами. Ну а что делать через полгода, когда гаишники начнут требовать полис уже на дорогах? Отсутствие страховки предусматривает штраф до 800 рублей. Элементарный подсчет. Техталон стоит от 2000 рублей и выше, а штрафам не будет конца. Вряд ли бойкот окажется выгодным.
Значит, надо экономить на самой страховке. Для этого стоит внимательно изучить все нюансы правил игры. Подводных камней там великое множество. Первый из них - выбор компании, куда вы собираетесь нести свои денежки. К сожалению, даже тем, что прошли конкурс и допущены к "обязаловке", доверять можно не всегда. Лучше всего идти в такую фирму, которая работает с клиентами не меньше пяти лет. Но и тут надо держать ухо востро. Да, правила игры, установленные правительством, вроде одинаковы для всех, но вот договоры на страхование каждая компания имеет свои. Поэтому прежде всего обратите внимание, чтобы при расчете платежа с вас не содрали лишнего. А для этого надо знать официальные страховые коэффициенты. Для Москвы они - самые высокие. Базовый тариф (1980 рублей) в столице надо сразу помножить на 2 - таков наш территориальный коэффициент. Таким образом, получается 3960 рублей. Однако эта цифра может в итоге оказаться и меньше, если у вашей машины движок малосильный. Автомобили "Ока", "Запорожец" и прочие, у которых мощность не превышает 51 лошадку, получили коэффициент 0,5. "Жигули", "Москвичи" и другие авто с движком мощностью до 71 л.с. - 0,7. Машины с мотором до 96 лошадок - 1. Остальные - выше единицы. Максимальный коэффициент - 1,9.
Следующий коэффициент повышает стоимость полиса в зависимости от вашего возраста и стажа вождения. Тут "пострадают" водители, которым меньше 22 лет со стажем меньше двух лет. Если вашу машину по доверенности часто водит сын, то прежде, чем оформлять полис, просчитайте, что выгоднее: ведь его можно вписать в страховку, но можно и не вписывать.
Четвертый коэффициент касается вашего умения ездить без аварий. К радости многих лихих и огорчению примерных автомобилистов, никто не будет копаться в их прошлом: для начала коэффициент у всех будет равен 1. Водителю просто присвоят 3-й класс. Но каждый год этот класс будет меняться. Проездил без аварий - коэффициент снизится на 0,05. И так до 13-го класса, когда коэффициент станет равен 0,5. Каждая авария, наоборот, повышает коэффициент, а классность снижает. Если дело дошло до баранки - нулевого класса, то цена страхования может увеличиться более чем в 2 раза.
Я специально не привел цифры в рублях. Здесь как раз и находится первый камень преткновения. Как применять коэффициенты, какие цифры на них умножать? Ясности тут пока нет никакой. Видимо, разные страховые компании будут действовать по разным правилам. Для примера сделаю такой расчет. Как применить в Москве "лошадиный" коэффициент, допустим, для "Жигулей"? Можно на 0,7 умножить базовый 1980. Получится 1396. Потом эту цифру увеличить в два раза - согласно территориальному коэффициенту - и получить 2972 рубля. А можно к 1396 прибавить базовый. Тогда выйдет 3376 рэ. Но есть и еще вариант: на 0,7 помножить ту сумму, которая образовалась после того, как учтен территориальный, то есть 3960. Тогда выйдет 2772 рубля. Короче говоря, играть этими коэффициентами можно как угодно. Надо быть к этому готовым.
Особое внимание в договоре стоит обращать на пункты, в которых речь идет о так называемых регрессивных исках. Страховщики, чтобы привлечь клиентов, к примеру, записывают в договоре, что водитель получит страховку даже если во время аварии он был немного под мухой. Однако не верьте этой благосклонности. Действительно, пострадавший по вашей вине автомобиль компания починит. Но потом сдерет с вас денежки не только за стоимость ремонта, но и еще неизвестно какую неустойку выставит. И все - "благодаря" пункту о регрессивном иске. Такой иск могут вам выставить, если даже вы будете трезвыми, а авария произошла по вашей невнимательности. Дело теоретически могут повернуть и так, что вы якобы специально совершили наезд. Все зависит от того, какие регрессивные иски вписаны в ваш договор.
Короче говоря, бдительность и еще раз бдительность. Тогда обязательная страховка может пойти на пользу. Ведь она предполагает главное, из-за чего, собственно, и нужна нормальным автомобилистам: полис освобождает вас от платежей за неприятности, которые случились по вашей вине.