В России задумали штрафовать в автоматическом режиме не только водителей, но и пешеходов
Нововведение обещает многомиллиардные прибыли казне и бизнесу и головную боль миллионам граждан.
Предложение, которое сейчас прорабатывает Минцифры, заключается в использовании данных Единой биометрической системы для наказания виновных в нарушении общественного порядка. Опираясь на 73 млн записей, хранящихся в ней, и вездесущие камеры, планируется в режиме реального времени следить за перемещениями граждан, а в случае, если кто-то нарушит КоАП, карать их рублем.
Однако благими намерениями сами знаете куда вымощена дорога. Чиновники могут сколько угодно расхваливать способности искусственного интеллекта, но в реальной жизни люди регулярно сталкиваются с его некомпетентностью, которая порой оборачивается неприятностями и даже трагедиями. Громкая история ученого-гидролога Александра Цветкова, который из-за ошибки ИИ, опознавшего в нем серийного убийцу, провел почти год в СИЗО, облетела мир. А тысячи автомобилистов тихо получают штрафы за нарушения, которые они не совершали, и на автомобили, которые им не принадлежат.
Так, Андрей Агеев из Москвы больше полугода потратил на то, чтобы доказать свою непричастность к несоблюдению ПДД в Туле (там он якобы не оплатил парковку). Переписка с административной инспекцией ничего не дала. Чтобы доказать свою невиновность, мужчине пришлось обращаться в суд, который, к счастью, встал на его сторону. Но у всех ли хватит на такой подвиг сил, терпения и времени?
Россия уже давно находится среди лидеров по числу камер видеонаблюдения, занимая третье место в мире за Китаем и США. В одной только Москве их более 200 тысяч. Так что начинать штрафовать население за переход улицы мимо зебры или курение на остановках можно хоть завтра. Осталось утрясти парочку юридических моментов.
Начнем с того, что по закону «О биометрии» данные из Единой биометрической системы не могут использоваться в оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для повышения эффективности работы системы «Безопасный город». Ее создание преследовало совсем другие цели: модернизацию технологий банковского обслуживания и совершения платежей. Впрочем, это препятствие устраняется парой поправок в действующее законодательство. Было бы желание. А оно в верхах присутствует. Дорожные камеры, денно и нощно штрафующие автомобилистов, давно превратились для муниципалитетов в один из важнейших источников бюджетных поступлений. Велик соблазн распространить опыт и на пешеходов.
Преподносится инициатива, разумеется, как благое дело. Однако в свое время и дорожные камеры должны были навести порядок на улицах и магистралях, но об этой благородной цели быстро забыли, когда стало понятно, что регулярно собирать оброк с нарушителей гораздо выгоднее, чем с ними бороться. Теперь поступления от дорожных камер закладывают в бюджет. Вот и с пешеходными штрафами ситуация будет развиваться по тому же сценарию.
При этом предполагается разработать максимально упрощенный механизм привлечения гражданина к ответственности — даже без составления протокола. И если автомобилисты еще могут что-то доказать (несовпадение марки, цвета и номерного знака в ПТС и протоколе являются для суда основанием для отмены штрафа), то в случае с биометрическими штрафами, да еще и выписываемыми без протокола, и этот призрачный шанс улетучивается. Разве что в режиме 24/7 вести видеозапись всей своей жизни.