Пять стран всерьез задумались о создании общей денежной единицы
Под воздействием геополитических потрясений и противостояния США с Китаем и Россией мировая экономика раскололась. Долларовая зона осталась для нас за санкционным забором. Западные страны под предводительством G7 огородились от России жестким эмбарго на импорт энергоносителей, металла, зерна и сырья, запретили передачу ей технологий, закрыли небо для ее самолетов и визовое пространство для ее туристов. Банки заблокировали наши суверенные авуары, арестовывают счета нашего бизнеса, конфискуют яхты олигархов и собственность россиян. Но Россия не в одиночестве, и даже глобально интегрированный Китай оказался с ней по одну сторону истории.
Так появилась вторая часть мировой экономики, которая объединила те страны, которые уже испытали на себе санкционный пресс или резонно опасаются, что под каким либо предлогом их лишат доступа к международной системе расчетов, полностью зависимой от доллара. Минфин США переоценил летальность своей валютной удавки. Вместо того чтобы вытолкнуть Россию из глобального рынка, нарушение принципа общедоступности резервной валюты ускорило формирование альтернативных механизмов товарообмена и систем расчетов. К ним готовы подключиться государства, в которых проживает две трети человечества и производится половина мирового ВВП. При прямом участии Москвы закладываются основы «недолларовой экономики».
II Евразийский экономический форум 24–25 мая в Москве проходил под девизом «Евразийская интеграция в многополярном мире». Из 2700 гостей – более 500 иностранных представителей из 54 стран, участвуют 650 представителей бизнеса из 450 компаний. На встречу приехали президенты Белоруссии Александр Лукашенко, Киргизии – Садыр Жапаров, Казахстана – Касым Жомарт Токаев.
Зампред правительства РФ Алексей Оверчук на Евразийском форуме затронул ключевой вопрос об альтернативных доллару и евро расчетах на пространстве ЕАЭС. По его словам, уже состоялся де факто переход на расчеты в национальных валютах, доля которых в первом квартале 2023 года достигла 90%. Премьер министр РФ Мишустин раньше анонсировал, что партнеры по ЕАЭС согласовали подходы к расширенному использованию нацвалют, что снижает риски вмешательства со стороны Запада. Партнеры по ЕАЭС боятся, что им закроют долларовые расчеты, но спокойно работают в рублях.
Президент России в своем выступлении на пленарном заседании Евразийского форума отметил кардинальные изменения, которые происходят и в международной финансовой сфере. «Децентрализация мировой финансовой системы будет способствовать деполитизации работы в сфере экономики, – сформулировал идею привлекательности независимой и гарантированной системы взаиморасчетов Владимир Путин. – Важно скоординировать совместные усилия по формированию новой децентрализованной мировой финансовой системы».
Число стран, которые заинтересованы в участии в евразийском формате, неуклонно растет даже в непростое время. На площадке форума в Москве впервые состоялся масштабный диалог Индонезии и ЕАЭС, а делегации обсудили прогресс идущих с декабря переговоров о создании зоны свободной торговли. Россия надеется и на скорейшее подписание соглашения между ЕАЭС и Ираном. Глава ЦБ России Эльвира Набиуллина съездила в Иран и провела переговоры со своим коллегой Мохаммадом Резой Фарзином о расширении использования национальных валют в двусторонних отношениях. Она также приняла участие в саммите Азиатского клирингового союза в Тегеране 23–24 мая, где основной темой стало использование альтернативных валют в торговле между крупнейшими экономиками Азии.
Еще одним столпом новой многополярной экономики становится объединение БРИКС, в которое входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Это крупные державы, которые давно переросли роль «развивающихся экономик». БРИКС – это более 40% населения планеты, около трети глобального ВВП. Теперь эти страны теснее сплачивают ряды и наращивают сотрудничество в ключевых отраслях экономики и науки.
Во вторник, 23 мая, в Шанхае премьер Михаил Мишустин провел встречу с главой банка БРИКС Дилмой Русеф, экс президентом Бразилии. Одна из основных тем переговоров – уход от долларового диктата, который в отношении участников мировой торговли практикуют США. Этот процесс сложен в силу многолетнего засилья доллара в международном обороте. Но под угрозой дефолта и при ужесточении санкционной политики Вашингтона в отношении крупнейших стран БРИКС – России и Китая – действительно может появиться альтернативная валюта, которая на первом этапе будет обслуживать взаимную торговлю стран объединения, приходит к выводу издание AgoraVox.
Бразилия, с подачи президента Лула да Силва, предлагает ускорить процесс создания единой валюты БРИКС, видя в ней серьезный инструмент защиты национальной экономики от произвола международных финансовых институтов под контролем США. Лула да Силва давно выражал опасения из за действий Вашингтона по аккумулированию долларовой ликвидности за пределами США. На сегодня на страны БРИКС приходится примерно 24% объемов мировой торговли. Это около 7,5 трлн долларов. Внутренний товарооборот БРИКС – сотни миллиардов долларов в год, из которых только российско китайский товарооборот по итогам прошлого года составил 190 млрд. Если к БРИКС присоединятся Саудовская Аравия, Алжир, Иран, Египет, Турция, ОАЭ, то у конкурентной валюты появится твердая перспектива.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров с 1 по 2 июня примет участие в совещании глав МИД стран БРИКС, которое пройдет в Кейптауне в рамках подготовки к предстоящему 23–24 августа 15-му саммиту «пятерки». Пять стран всерьез задумались о создании общей денежной единицы.