В борьбе за победу его участникам пришлось прибегнуть не только к помощи выдающихся русских лексикографов, но и к авторитету великих мыслителей, писателей, поэтов.
Вопрос на засыпку: сможете кратко и доходчиво объяснить значение слова «держава» несмышленышу лет шести или, наоборот — всезнайке-подростку? Задачка кажется простой только на первый взгляд. В повседневности с высоким штилем сталкиваешься не часто, и в тех ситуациях, когда без него — никак, мы зачастую просто произносим знакомые вроде бы слова, не задумываясь об их глубинных смыслах.
Исполнение Государственного гимна — как раз такой случай. Некоторое время назад среди школьников провели опрос, результаты которого оптимистичными не назовешь: выучив текст чуть ли не первоклашками, они и в седьмом-восьмом классе не всегда ясно понимают, что такое «священный» или «воля». А у некоторых и слово «отечество» четкого образа не имеет. За державу обидно, за детей — еще обиднее. Ответ на сакраментальный вопрос, что с этим делать, общими усилиями нашли неравнодушные педагоги из Академии инновационного образования и такие же неравнодушные родители из Национальной родительской ассоциации — придумали конкурс «Гимн России понятными словами».
Условия конкурса оставляли ребятам простор и для строгого научного поиска, и для творчества: значение непонятного слова нужно было сначала отыскать в словарях, а затем объяснить так, чтобы сверстники тебя поняли — придумать убедительную инфографику, то бишь картинку (номинация «Страничка-объясняшка»), снять 90-секундный видеоролик («Видео-объясняшка) или нарисовать мультфильм («Мульт-объясняшка»). Поскольку первокласснику и выпускнику нужны разные доводы, участников разделили на четыре возрастные категории. Самыми активными оказались ребята от 11 до 14 — больше 700 человек и ученики начальной школы (8-10 лет) — свыше 600. 450 работ прислали дошколята и первоклашки и 260 — старшеклассники и учащиеся колледжей и техникумов. А всего в конкурсе приняло участие более 2000 человек из 525 населенных пунктов. «Пятерку лидеров» составили Ростовская область, Забайкальский край, Москва, Владимирская и Тюменская области, в целом же география конкурса отразила строку из Гимна — «от южных морей до полярного края».
— Хочется отметить высокий уровень организации такого важного и сложного конкурса, — делится своими впечатлениями один из членов жюри, главный редактор и составитель «Большого толкового словаря», директор Центра коммуникативных компетенций СПбГУ Сергей Кузнецов. — В нем приняли участие дети практически со всей страны: например, гран-при получили студенты «Южно-Якутского технологического колледжа» из города Нерюнгри. Конкурс объединил представителей разных национальностей, возрастов и даже поколений. Естественно, что дети разных возрастных групп по-разному проявляли себя. Младшим легче было выразить себя с помощью словесного описания образов, старшие находили более сложные нестандартные решения для объяснения трудных слов и понятий.
Первоклассница Варвара Яруничева из Череповца сочинила про слово «Отечество» целую сказку
Три строфы и припев — всего 16 срок. Много ли непонятных слов найдет для себя школьник в таком коротком тексте? Конкурсные работы показали, что действительно трудных слов не так уж много, ребятам было интересно открывать неизвестное в известном. Обращаясь за помощью к выдающимся русским лексикографам — В.И. Далю и С.И.Ожегову — узнавали, что у понятия «народ» существует больше двух десятков толкований, и даже такое «простое» слово, как «поле», имеет целых девять значений.
Призывая на помощь Цицерона и Лукиана, Пушкина и Некрасова, Тургенева и Горького, проникали в глубины народной мудрости и неразменной верности.
Достойных работ было много, в некоторых номинациях жюри пришлось «делить» призовые места между двумя участниками. Но итоги конкурса измеряются не числом лауреатов и даже не количеством участников, а тем, как изменилось отношение ребят и к Гимну своей страны, и к самой стране. Разбираясь в том, кто такие предки, что означает понятие «священный», они заново открывали для себя Отчизну.
Конкурс «Гимн России понятными словами» как в зеркале отразил одну из серьезнейших проблем современного образования: нынешним школьникам, пленникам визуального способа освоения окружающего мира, становится все труднее постигать печатное слово. Навык самостоятельной работы со справочной литературой у большинства отсутствует, да и сами словари и справочники не имеют в их глазах того непререкаемого авторитета, каким они обладали для их предшественников всего несколькими десятилетиями ранее. Можно ли сломать привычный многим стереотип «не понял — пропускаю и иду дальше», низводящий систематическое образование до набора обрывочных знаний обо всем и ни о чем? Сергей Кузнецов уверен, что это возможно:
— Для того чтобы молодые люди научились самостоятельно «работать» с текстами, необходимо еще в школе развивать навыки пользования словарями. Современное школьное образование разделяет гуманитарное знание и навыки анализа текста, хотя на самом деле умение анализировать написанное или прочитанное должно стать главной задачей образования в школе любого уровня — от начальной до высшей. Ведь именно в текстах формулируются смыслы, от рекламных продуктов до философских концепций.
Так что же — ждать, пока неповоротливая система наконец перестроится? Но ведь это им, сидящим сегодня за партами, завтра предстоит принять от нас страну. Сдюжат ли?
Судите сами. Свое «исследование» на тему слова «верность» прислала первоклассница Анжелина Горлова из города Александрова. Смысл слова «достояние» изучал ее сверстник Вреж Григорян из Москвы. О том, кто такие «предки», написала и нарисовала воспитанница детсада (!) из Владимира Настя Мажанова. А 7-летний Дима Дзюба из села Шаблиевка Ростовской области создал о понятии «братство» целый комикс — Диме так естественней, потому что он учится в школе для глухих и слабослышащих детей.
Второклассник Максим был озадачен словом «держава»: кто и что держит? почему держит? Вместе с родителями мальчишка словари штудировал, но они этим не ограничились: папа рассказал ему о прадедушке, погибшем в Великую Отечественную, мама напомнила о том, как они на поезде из родного Питера в Саратов ехали и какие сказочной красоты пейзажи проплывали за окном вагона. В том, что его родина — великая страна, которой можно гордиться, его уже убеждать не нужно.