С чем будущие актеры приходят в театральные вузы столицы и как их там встречают
В конце мая – начале июня самый пик поступления в актерские вузы столицы — РАТИ, «Щуку», «Щепку», Школу-студию МХАТ, ВГИК. Только единицы, самые уверенные в себе абитуриенты, могут выбирать вуз. В основном же выбирают их, и это самый жестокий отбор, какой только существует при поступлении в высшие учебные заведения страны.
Впрочем, так было всегда. Но сегодня, когда отечественная киноиндустрия на подъеме, когда возникают новые театры, когда гонорары позволяют успешным актерам жить в достатке, число желающих стать таковыми резко увеличилось. Если в прошлом году на одно конкурсное место приходилось 700 человек, то в этом году 1200.
В Школе-студии МХАИ курс набирает один из самых талантливых и перспективных режиссеров современного театра — Виктор Рыжаков. С дипломом такой школы можно не потеряться и в Голливуде. Говорю так не для красного словца: многие педагоги Школы, включая самого Виктора Рыжакова, имеют западный опыт преподавания, режиссуры и актерской игры.
Несмотря на престиж Школы-студии, ее ректор Анатолий Смелянский и заведующей кафедрой актерского мастерства Олег Табаков решили не останавливаться на достигнутом, а организовать очень сложное, но важное дело — поиск и подготовку актеров-умниц, актеров-героев, актеров-личностей... Словом, больше чем артистов. Художественный руководитель МХТ Олег Табаков в течение последних десяти лет пытается понять: почему профессиональный уровень артистов в целом по стране сильно упал (об этом Олег Павлович говорил и в недавнем интервью «Труду»), почему за двадцать с лишним лет никому из выпускников театральных вузов не удалось хотя бы сравняться с его звездными учениками — Евгением Мироновым и Владимиром Машковым? Олег Павлович любит вспоминать, как эти двое провинциалов, невысоких, щупленьких, с очень специфической речью и рядом актерских недостатков, покорили его своим характером, упорством, бескомпромиссностью, трудолюбием, неиссякаемой фантазией, готовностью в любую секунду броситься в бой... На приеме практически один Табаков был за то, чтобы взять Машкова и Миронова в Школу-студию, и он точно угадал. В начале 90-х происходила смена формаций, на глазах менялся и создавался другой мир, зарождалось новое поколение, которое потом так и будут называть «поколением 90-х». Сейчас пора зреть «поколению две тысячи десятых», и такие люди, как Олег Табаков и режиссер Виктор Рыжаков, понимают, что у этого поколения должны быть свои яркие актерские фигуры.
Но откуда же такой поток серости на наших кино-и телеэкранах? Член Союза кинематографистов России, программный директор ряда крупных фестивалей, кастинг-директор фильмов Мария Безрук знает по опыту – какие артисты сегодня востребованы рынком:
«В современном кинематографе органика, безусловно, нужна, но она не является доминирующим фактором при выборе артиста продюсером или режиссером фильма. В первую очередь они руководствуются тем, насколько артист, его внешность, типаж соответствуют конъюнктуре времени и рынка.
В настоящее время тенденция при наборе на актерские факультеты такова, что отдают предпочтение артистам с неярко выраженной фактурой, так называемым «стертым лицом»... В этом есть определенные плюсы – из такого актера можно «вылепить» почти любой образ, но есть и минусы».
Мария Безрук уверенно ставит на первое место по уровню подготовки актеров Школу-студию МХАТ:
«Каждый год я смотрю выпускные спектакли во всех театральных вузах Москвы и могу абсолютно ответственно заявить, что студенты и выпускники Школы-студии МХАТ, благодаря очень грамотной системе обучения – самые сильные и перспективные, и сегодня за ними выстраивается очередь. Думаю, что причин этого успеха несколько: во-первых, это четкая, внятная классическая база, во-вторых, погружение в ремесло уже с первого дня обучения на базе одного из лучших театров страны — МХТ, в-третьих, – предоставление студентам возможности участвовать в актуальном современном театральном процессе».
Замечу, что сегодня Школа-студия МХАТ очень тщательно, внимательно и, что немаловажно, бережно проводит вступительные экзамены. Виктор Рыжаков присутствует даже на первом отборочном туре (а это большая редкость для руководителей курса, этого по разным причинам не делают его коллеги из других вузов. Более того, каждому студенту, прошедшему на следующий тур, Виктор Рыжаков дает рекомендации — что ему нужно изменить в своей программе, что дополнить, как лучше читать.
Слов нет, прекрасные педагоги работают во всех театральных школах столицы. Да в той же «Щепке», что следует хотя бы из краткого списка ее выпускников – таких как Олег Меньшиков, Игорь Петренко, Анатолий Белый, Марат Башаров, Елена Лядова, Александр Домогаров... Здесь замечательные педагоги по сценической речи, вокалу, хореографии, актерскому мастерству... Но, может быть, не хватает желания считаться с веяниями времени и, простите, рынка.
Чтобы автора не заподозрили в тенденциозности, приведу мнение одного из самых звездных наших актеров, гордящегося своей принадлежностью не к МХАТовской и не к «щепкинской» школе, а совсем к иной – «щукинской». По его признанию, он мечтал поступить в ГИТИС, но там его предпочли другому.
«Ничего, взяли в «Щуку», и я гордостью ношу звание выпускника Щукинского училища». Главное – везение и смелость, уверяет Сергей Васильевич.
СОВЕТЫ АБИТУРИЕНТАМ ОТ МАСТЕРОВ:
1. Не думать о том, чтобы понравиться приемной комиссии, и вообще забыть об ее существовании.
2. Не поддаваться на провокации приемной комиссии, вроде: «Ну, и страшная же ты».
3. Не тратить время на обучение на подготовительных курсах, которые, как правило, помимо расхода денег, приносят больше вреда при поступлении, чем пользы. Лучше брать частные уроки.
4. Главное — безгранично верить в себя, но при этом прислушиваться ко всем замечаниям.
5. Выбирать разнообразный по жанрам, настроению репертуар, ориентируясь при этом только на свой вкус. Не старайтесь никому угодить!
6. Обязательно выучите для Леонида Хейфеца, набирающего курс в РАТИ, анекдот. Для Виктора Рыжакова прочитайте пару книг современных авторов.
7. Не надевайте на прослушивание одежды, в которой чувствуете себя неудобно и которая ко многому обязывает.
8. Будьте свободными, смелыми, решительным, но только не наглыми. Знаменитый актер и педагог Армен Джигарханян уверен в том, что «искусство не терпит наглости».
9. Помните, что самый страшный враг артиста — это штампы. Или, точнее, хороший актер отличается от плохого тем, что у плохого — один штамп, а у хорошего — их много...
10. Актеры нужные всякие — красивые и страшные, молчаливые и буйные... Только скучные и вялые.