В отпуск? Через интернет

Российские туристы все чаще берут организацию путешествий на себя и прибегают к онлайн-бронированию

Согласно результатам исследования российского рынка online travel, проведенного консалтинговой компанией PhoCusWright, к 2013 году каждая пятая турпоездка будет планироваться без участия туроператоров.

После череды громких скандалов с участием российских туристических компаний, когда наши туристы оставались за границей без денег и не могли вернуться домой, многие задумались о том, что гораздо проще организовать свое путешествие самостоятельно. По словам гендиректора юридической консультации «Визит», занимающейся проблемами туристов, Анны Гладун, многие путешественники теперь отдадут предпочтение самостоятельному оформлению документов и онлайн-бронированию. Это может привести со временем к серьезному перераспределению туристических потоков. Ведь далеко не по всем направлениям у самостоятельных туристов есть возможность приобрести билеты, сравнимые по цене с чартерами, которые предлагают туроператоры.

Но говорить о закате традиционного туроператорского рынка в России пока рано. По результатам того же исследования, сейчас, как и в момент зарождения этого сегмента услуг, лидирующие позиции занимают «динозавры», то есть крупные компании, работающие по самым разным направлениям.

Не хватает креатива

К интернету обращаются не только туристы, разочаровавшиеся в надежности туроператоров, но и те, кто вообще не видит смысла в их работе. Сегодня существует достаточное количество ресурсов, которые помогают забронировать билеты, гостиницу и даже автомобиль, не выходя из дома, без знания иностранного языка. Цена на такой пакет может оказаться ниже той, что предложат в турагентстве.

Представители туристического бизнеса считают, что будущее на российском рынке возможно только для тех компаний, которые готовы предложить клиенту что-то сверх минимального пакета услуг. Например, автобусные туры по Европе, которые невозможно купить ни в одной системе онлайн-бронирования.

«Туристы как уходили в онлайн, так и будут продолжать уходить. Чтобы это остановить, туроператорам следует быть более креативными. Почти 90% компаний продвигают стандартный набор услуг: чартерный перелет в пакете с проживанием. Чтобы удержать потребителей, нужно создавать сложные туры, иначе велик риск растерять клиентов», — заметил гендиректор компании «АРТ-Тур» Дмитрий Арутюнов.

Эксклюзив всегда в цене

Не стоит опасаться интернет-конкуренции и тем компаниям, которые работают с узкими сегментами рынка. Например, существуют компании, которые занимаются только поездками по Азербайджану или Узбекистану. В гостиницах этих стран в принципе отсутствует возможность онлайн-бронирования.

Также при обращении к тур-операторам можно рассчитывать и на серьезную скидку на проживание. Например, компания «Жарков Тур», специализирующаяся на Эстонии, предлагает гостиницы со скидкой до 50%. Самостоятельным туристам ждать таких предложений не приходится.

Другая проблема, с которой сталкиваются туристы, отдающие предпочтение онлайн-бронированию, — получение визы, особенно в пиковые сезоны. Да и забронировать жилье в гостиницах на береговой линии летом получается далеко не всегда.