КАК ЭТО БУДЕТ ПО-КИТАЙСКИ?

Все просто и одновременно сложно в Китае. С чего начать? Ну, хотя бы с уличных карикатур, для которых городские власти Пекина установили специальные стенды. Как у нас в старые добрые времена. Что же высмеивается в одной из самых динамичных стран мира? Вот, например, парень с девушкой сидят в обнимку на лавочке и целуются. Рядом в ужасе мамаша прикрывает глаза ребенку, чтобы он эту срамоту не увидел. Бежит подальше от влюбленных пожилая пара. Стало быть, целоваться прилюдно плохо. В Пекине и не целуются, в обнимку не ходят. По крайне мере, видеть такое не приходилось. Все очень целомудренно и пристойно?

На одной из центральных улиц вечером присел на лавочку. Чуть ли не сразу подошли две каких-то дамочки:
- Вы один?
Потом появилась еще одна:
- Не нужен массаж?
Многочисленные киоски прессы полны газет и журналов. Только за последние годы число изданий выросло в десять раз. Но не видел среди них таких, где был бы намек на эротику или, упаси боже, порнографию. Оно по-своему и понятно: демографический вопрос стоит - по сравнению с Россией - с точностью до наоборот. В Поднебесной уже миллиард триста миллионов человек, примерно в десять раз больше, чем у нас. Главный китайский принцип: одна семья - один ребенок. И не больше. Уже за второго надо платить государству деньги. Сами китайцы называют это штрафом. А он не маленький - 1200 долларов. За каждого следующего карапуза пеня такая же. Исключение, как нам объяснили, сельские районы, где второго ребенка можно рожать бесплатно. Но, правда, только в том случае, если первенцем была девочка. Она как бы не в счет.
* * *
НЕВЕРОЯТНО СЛОЖНО ОБЩАТЬСЯ!
- Где у вас Макдоналдс? - спросили мы первого встречного пекинского пешехода, устав от свинины с малиновым вареньем, острых воробьев под соевым соусом и прочих местных разносолов.
Китаец вообще не понял, что ему говорят. Второй, третий... десятый - тоже. Полицейский, к которому мы в отчаянии обратились, лишь недоуменно развел руками. Простые английские слова казались нашим несостоявшимся собеседникам тарабарщиной. Пошли наугад и тут же наткнулись на знакомую вывеску общепита. Кстати, в Пекине, особенно в центре, таких заокеанских псевдоресторанов сколько хочешь. Но оказалось, что заказать злосчастный гамбургер с молочным коктейлем - большая проблема. Мы бились со словами и так, и эдак, пока не перешли, как в детском саду, к картинкам. Только тогда фастфудовские продавцы нас и поняли. Какая-то великая китайская языковая стена. Хотя по числу научно-технических работников Китай занимает первое место в мире. И здесь больше всего студентов: 20 миллионов. За что ни возьмись - сплошные рекорды. Как это все совмещается?
Куда лучше освоили не только английский, но даже и русский мелкие продавцы, предлагающие на пляже тропического курортного острова Хайнань сувениры - солнечные очки, раковины, бусы.
- Папа (обращение к мужчине), посмотри, какой красивый...
- Мама, возьми. Дешево...
Сам курорт в последние годы обживается не только иностранцами, но и китайцами. Азиатский дракон решил цивилизованно отдыхать. Самолеты прилетают с материка чуть ли не каждые два часа. И на пляж приходят сотни и сотни китайских отдыхающих. Поголовно тащат с собой круги - плавать умеют еще немногие. Купальники у женщин совсем не бикини. Предполагается обязательная юбочка.
* * *
Все очень просто. Время в Китае везде одно и то же. Курс доллара тоже повсеместно один - порядка восьми юаней за бакс.
Главный вид транспорта и ныне велосипед. В столице Поднебесной 9 (девять) миллионов двухколесных машин. Попробуй напугать китайца подорожанием бензина! Да он только посмеется. Велосипед - это народная демократия в действии. Крутишь педали, и никакой инфляции. Как нет, разумеется, и мигалок, спецсигналов. Все равны. А если дождь? Для непогоды под седлом припрятан специальный плащ. Как только начинает крапать, улицы расцветают желтыми, лиловыми, красными синтетическими цветами.
Велосипед - это круто. Возле учреждений, даже самых солидных, завалы двухколесных машин. А как ездят! На багажнике гора продуктов, на раме восседает карапуз, за рулем папаша, лавируя в транспортном потоке, просматривает на ходу свежую газету. И еще успевает звонить по сотовому телефону. Песня!
Два колеса - это их все. Велосипед совмещают с мусорными контейнерами, топливными баками, на двухколесном транспорте перевозят пассажиров (в два раза дешевле, чем на обычном такси), доставляют товары на рынок. Может быть, в велосипеде и кроется секрет китайского экономического чуда?
Но и машин в Пекине столько, что уже возникают пробки. Не такие тупые, как в Москве, но все же. По продажам автомобилей страна вышла на второе место в мире, уступая только Америке. Автосалоны известных европейских фирм чуть ли не на каждом шагу. Несколько раз в скопище машин попадались на глаза и лимузины, и "порше" автобогачей.
* * *
НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО В КИТАЕ.
- Можно взять напрокат машину?
-Только в том случае, если у вас есть китайские права.
- А мотоцикл или мопед можно?
- Если есть китайские права...
Легко ли их получить? Особой проблемы, успокаивали нас хозяева, нет. Пять лет обучения, и получай корочки. Пришлось взять в гостинице напрокат велосипед. 30 юаней в час. Выехали на велосипедную дорожку, и мы - уважаемые люди. Таксисты не подрезают, автобусы сзади истошно не сигналят.
* * *
Пекин шокировал. Где здесь азиатское, где старый город? Широченные проспекты, высотки, каких и в Москве нет. Скоростные платные автострады, протяженность которых растет стремительными темпами. Трущобы ломают целыми улицами и кварталами. Но под сенью сверкающей неоном рекламы и окон ультрасовременных архитектурных громад жизнь течет по-старому. Крутятся рикши, лоточники навязчиво предлагают жареных змей и тараканов, ножки лягушек и хитрые водоросли. И толпы, толпы людей. Еще не дышат в затылок друг другу, но уже проблема, как разминуться.
Перенаселенность порождает особый стиль жизни. Все громко разговаривают - надо же, чтобы тебя услышали в толпе. Возле лавочек стоят орущие, кажется, на весь Пекин усердные зазывалы. И каждый хочет, чтобы услышали именно его. Хозяева соседних магазинов, решив перещеголять конкурентов, приспособили для рекламы своего товара мегафоны. Можете представить, что творится. Скоро и мы, чтобы вписаться в местный звукоряд, начинаем говорить "по-китайски".
Прямо на улицах стоят спортивные тренажеры. В любое время можно бесплатно позаниматься. На улице же вас могут и постричь. И здесь же на улице можно сдать кровь. Есть на этот случай специальные донорские автобусы, которые выкатывают на тротуары. А что делать, если тесно?
* * *
Как может одеваться страна, которая наряжает весь мир? Тот же Пекин должен по идее быть завален модной одеждой, кипеть яростью фантазий от кутюрье. Обычный же костюм китайской женщины: пиджак, серенькая кофточка, темненькие брючки. Девушка в мини - редчайшее исключение. Как и косметика, модные прически, аромат дорогого парфюма. Ничего вызывающего. И при этом Китай, как утверждает статистика, стал одним из крупнейших в мире потребителей предметов роскоши. Сплошные парадоксы.
* * *
Ровно сорок лет назад в Поднебесной началась культурная революция. Но в газетах о дате не вспоминают, наши гиды тоже помалкивают. Еще одна аномалия. Спрашиваем сами.
- Паша, как у вас относятся к Мао Цзэдуну?
Пауза. Наш гид тщательно подбирает слова:
- Считается, что на тридцать процентов он был не прав, а на семьдесят - прав.
И больше ни слова. Забывают, что было тогда?
Мегаплощадь Тяньаньмэнь, мавзолей, где покоится тело великого кормчего. Вокруг как демонстрация - толпы народа, жаждущего увидеть Мао. Флаги, флажки, его портреты. На специальных постаментах присматривают за порядком солдаты в парадной форме, у каждого в ногах почему-то огнетушитель. Шустрые распорядители в штатском командуют шумной толпой. Расставляют всех в очередь. В каждом ряду по четыре человека. Надо держать строй, дистанцию, поправить одежду. Кого-то, замечаем, просят выйти из очереди: требуют показать документы.
У входа в пантеон девушки предлагают буклеты (один юань) про жизнь вождя. Быстро-быстро раскидывают по рукам картинки с текстами. Тут же рядом с парадными ступеньками в киоске продают розочки в целлофане (три юаня) для возложения к памятнику Мао. Не задерживаться - очередь уже распределяется по мавзолею, чтобы на мгновения приблизиться к саркофагу, отделенному от толпы толстой стеклянной стеной.
А в следующем зале мавзолея - сувенирные лавочки, кипит коммерция. Здесь Мао в разных видах идет на продажу. Фотографии, цитатники, часы, кулоны, медальоны, брелки, значки в комплекте и розницу... Поднятая в приветствии рука, китель, партийная кепка. Надпись: "Сувенир председателя Мао. Мавзолей". Всего 15 юаней.
* * *
Наш очередной гид на острове Хайнань, теперь Гриша, словно жалуется:
-Трудно вступить в коммунистическую партию.
- А надо?
- Легче сделать карьеру. - И без перехода продолжает: - Знаешь, как у нас говорят: "Если изменила жена - ерунда. Плохо, если тебе изменила партия".
На курортной гостинице висит уже слегка выцветший на солнце кумачовый транспарант: "Встретим радостно Первомай!" Гриша объяснил, что к морю приезжали на совещание партийные работники.
Очень все непросто в великом Китае.